начало тут:
http://lyalechka.livejournal.com/11627058.htmlэто вторая часть, тоже наспех сорри за опечатки или неуклюжие обороты.
еще будет третья часть :)
и что при этом является унаследованным генетически, а что зависит от опыта приобретенного в раннем детстве?
обе эти вещи играют роль. во всех видах рецепторов бывают особенные формы рецепторов (отклонения?), которые являются врожденными и сохранены в ДНА ребенка. Допамин - существуют особые формы 7R, которые являются врожденными у 20% новорожденных. эти дети сильнее реагируют на то, была ли беременность их матери без стрессовой и была ли мама после рождения ребенка настроена на него, отвечала ли внимательно на его потребности.
а что нужно детям, которые родились с обычным набором рецепторов в мозгу?
в мозгу существуют несколько миллиардов связанных крест накрест и наискосок нервных клеток. для того, чтобы из этого хаоса возникла функционирующая система, должны быть стабилизированы и налажены определенные связи, которые будут использоваться вновь и вновь. и это происходит во время получения младенцем опыта жизни.
что имеется в виду под опытом жизни конкретно?
мать имеет жизненно важное значение. я говорю "мать" потому что это обычно первый воспитатель, роль которого лучше всего изучена в различных научных исследованиях. кроме того она может кормить грудью - а это бесконечный источник окситоцина! но на самом деле мы можем взять любой другой близкий и постоянный контакт ребенка. главное - этот контакт - это тот воспитатель, который всегда рядом с ребенком. у младенцев еще не сформирован до конца кортекс (край мозга?). младенцы реагируют на все не из кортекса, а из более глубоких, не отрефлексированных структур мозга, например из Amygdala. если у младенца голод - он не может себе объяснить, что через час дадут еду. если гроза - у него страх и паника. он не может объяснить себе, что это просто погодный шум. ему нужна рядом мама, которая для него поймет его чувства, отразит, расшифрует, успокоит, утешит, объяснит и определит. только постепенно будет формироваться его кортекс и он сможет сам понимать происходящие вокруг явления. с помощью терпеливой поддержки близкого контакта (мамы) происходит налаживание связей между Amygdala и кортексом. если это хорошо удалось - ребенку будет легче не переходить из первого импульсивного страха в панику перед например грозой или чужим человеком, внезапно появляющимся перед дверью.
в прошлом родителям без конца преподносились новые педагогические концепты, следуя которым они должны были лучше подготовить ребенка к жизни. а потом вдруг выяснялось, что эти концепты были ошибкой. "черная педагогика" что продержалась до конца 70-х является худшим таким примером. а ведь на нее ориентировались миллионы людей.
как это ни ужасно, но да. детский врач йоханна хаарер написала об этом страшную книгу. в том концепте внушалось, что волю ребенка нужно сломить. потому что дети мечтают якобы манипулировать родителями. поэтому родители должна дать детям проораться, а то из детей вырастут тираны. абсолютная чушь! дети при таком подходе рано или поздно сдаются. они учатся быть послушными, не показывать чувства и нужды и не верить окружающим. я не знаю соответствующих исследований, но думаю, что последствия такого фрустрированного взращивания можно прочесть в биохимии и структурах мозга целого поколения.
а после авторитарного взращивания явилась миру жанна ледлофф. этнолог, написавшая бестселлер и советующая детей носить на себе, кормить по требованию, но кроме того и не советующая слишком много наблюдать, вмешиваться в занятия ребенка и позволять ему делать, что он хочет.
что касается ношения и кормления грудью - отлично. телесный контакт успокаивает и способствует выработке/выброса у ребенка окситоцина. но детям нужна мама - или папа - которые бы отражали эмоции ребенка, а не просто были рядом. я наблюдаю часто мам на дет площадках или у садиков, которые стоят и внимательно читают смартфоны. они довольно дружелюбно настроены, но совершенно безучастны к тому, что происходит вокруг. в науке были исследования под названием "still face Experiment" - безучастное лицо. для детей такое неподвижное безучастное лицо у мамы означает огромный стресс.
а потом явились концепты противоположности к "дать детям быть самими собой". что означало развивать до упора. "мать тигрица" - книга эми чуа о том как она подхлестывала дочерей добиваться высот явилась кульминацией этого подхода. она утверждала, что мозг ребенка имеет неограниченные возможности. так что родители пытались как можно раньше и как можно побольше туда впихнуть.
чем моложе ребенок тем он восприимчивее. существует несчитанное количество нервных связей и особенно чувствительные периоды развития. все верно. тем не менее: преподавать китайский в садике пожалуйста не надо. гораздо важнее базовые обычные знания. это как если голодному давать икру. или обучать человека печь пятизвездочные кулинарные шедевры, когда он еще не умеет варить макароны. детям сначала надо понять как устроен мир вокруг них, узнать свое тело, научиться распознавать свои собственные эмоции. они должны учится равновесию, лазить на деревья, им нужны конфликты, немножко фрустрации, компромиссы. им нужно также пространство и возможность для обработки этого опыта, для повторения этого опыта в игре.
родители, которые дают детям такую возможность часто боятся, что позже у их детей будут конкуренты, которые к начальной школе уже выучили три языка и знают курс акций на бирже и именно такие дети будут успешны в нашем глобальном мире.
так думать - ошибка. те, кто хотят быть успешными в нашем сложном, стрессовом мире, должны в первую очередь уметь жить и работать в том числе и под давлением или добиваться высшего, прыгать выше планки. к этому относится и умение успокаивать и настраивать себя на позитив и в тяжелых ситуациях. деловая встреча в Москве, поездка в метро в Шанхае: молодежь, которая это может без проблем сделать должна иметь крепкую рабочую нервную систему.
кроме того существуют доказательства, что тот, кто может сам себя успокоить и настроить (совершить выброс большого количества окситоцина), сможет впоследствии учиться новому легче и быстрее, например изучать языки. у него лучшая связь с собственной креативностью. и он сможет после тяжелого напряжения наградить сам себя социальным расслаблением - например встречей с хорошим другом. он знает из опыта, что это приятно и полезно для него. с точки зрения нейробиологии: его мозг устроен так, что он получает выброс окситоцина от социального общения и он может снижать уровень стресса посредством этого простого действия. тот, кто не получил соответствующего опыта в раннем детстве может снимать стресс выпиванием алкоголя в одиночестве. а снимать стресс таким образом, что скажем прямо не лучшая перспектива.