Наш опыт грудного вскармливания: учёба на собственных ошибках

Jul 19, 2014 21:47

Здравствуйте. Изначально я писала отчёт о нашем ГВ для себя, потом разместила его в сообществе k_radostnih_map а сейчас решила, что, возможно, мои "грабли" будут для кого-то интересны и полезны.

Наверное, я собрала большинство из самых распространённых проблем, с которыми сталкиваются женщины в первые месяцы кормления. Сейчас я понимаю, что, скорее всего, если не все, то многие из них можно было бы избежать, если бы я подготовилась. Лучшее, что я могла сделать - это купить книгу о ГВ (например, Искусство грудного вскармливания). Конечно, я бы не запомнила все критерии правильного захвата, но я бы знала, куда смотреть при первых признаках назревающей проблемы. А учитывая, что первый месяц я только и делала, что лежала с ребёнком и читала, то можно было бы провести это время с большей пользой, подробнее изучая вопросы лактации.


Многие проблемы с ГВ начинаются с первого дня, а точнее ещё до рождения, когда принимается решение о стимуляции родов и вливании лекарств, которые нарушают естественный ход вещей. Меня не стимулировали, родовая деятельность была даже слишком активной, так что от окситоцина я тоже была избавлена (хотя, мне кажется, уже после родов его кололи для сокращения матки). Но всё равно проблемы были: ребёнка не выложили на живот, а сначала унесли обрабатывать, к груди приложили чисто символически (да, спасибо, что вообще приложили), следующий раз я увидела дочь только утром, спустя 6 часов примерно. Наверное, её успели покормить смесью, как я теперь думаю. В результате (мои предположения) ей уже не хватало тех капель молозива, что положены природой для новорождённых в первые дни.

Когда мне принесли дочь утром, мне прочитали краткую лекцию о ГВ, из которой я ничего не запомнила, потому что слишком много было впечатлений, и я слушала в пол-уха, да и рассказывали «для галочки».

Первый день мне было очень сложно принимать вертикальное положение, поэтому ребёнок лежал со мной. Слава богу, в РД благосклонно относятся к такой практике, поэтому дочь так и провела со мной на одной кровати всю неделю, и дома я тоже не стала перекладывать её. Она сосала подолгу. Я, прочитав про «не больше 15 минут» сначала пыталась забирать грудь, но потом плюнула.

Весь первый день всё было хорошо - дочь сосала и спала. Но с приходом ночи она начала плакать: брала грудь, выплёвывала, плакала, снова брала грудь и выплёвывала. Я заглядывала в подгузник, укрывала, раскрывала, пеленала (как могла), но она так надрывалась, что ко мне заглянула медсестра и сказала, что ребёнок накричит грыжу. Я побежала на пост за смесью. Каким-то чутьём я угадала, что в первые дни ребёнку не нужно много еды (знать-то я ничего не знала), поэтому я влила пару чайных ложек только. И всё, ребёнок успокоился.

Я читала много рассказов о родах и не переживала, что молока ещё нет. Молозиво было, и днём оно вполне ребёнка устраивало, но с приходом ночи начинался кошмар. На вторую и третью ночь всё повторилось. Потом пришло переходное молоко и ночи стали спокойные.

Ещё нужно отметить, что примерно на 3 день начали очень сильно болеть соски, но (по рассказам других женщин) я знала, что это бывает по началу, мазала бепантеном после каждого кормления, и через день всё прошло.

Таким образом, избежать смеси в первые дни мне не удалось: даже если её не давали в детском отделении после родов, я сама её давала три ночи подряд.

С приходом молока упавший почти на 10% вес снова начал подниматься, и к состоянию ребёнка претензий у педиатров не было. Дома мы продолжили в том же режиме - большую часть дня мне приходилось лежать с ребёнком на диване, потому что она сосала даже во сне и не отпускала меня надолго. Чтобы можно было отлучиться, я оставляла сцеженное молоко. Сцедить много у меня не получалось, чтобы набрать 100 г надо было делать несколько подходов (максимум за раз - 20-30г). Наверное, кормление из бутылки тоже оказало мне медвежью услугу, но проявилось это не сразу.

Прибавка за первый месяц составила 650г. Во втором месяце начались проблемы - у нас обнаружились лямблии, на фоне крови в кале мы попали в инфекционку, где ребёнка взвесили и, обнаружив прибавку в 400г почти за месяц, сделали вывод о нехватке молока (там ещё было «контрольное взвешивание», которое показало, что она выпивает грамм 40, но я даже тогда понимала, что это всё непоказательно, потому что она сосёт часами, а эти 40 грамм она выпила за 20 минут). Ещё мама по телефону напела (а она всё время с первых дней только и делала, что искала у нас проблемы и главной из них на долгие месяцы стало то, что я «морю голодом ребёнка»), потом привезла коробку смеси. Я давала немного смеси вечером и читала статьи о ГВ, которые говорили мне, что никаких признаков нехватки молока у нас нет. Тем более, что плохой набор веса мог быть связан с нашей болезнью.

После выписки я решила смесь не давать. Так как прочитать я успела не так много, то не всё для себя уяснила, то есть о правильном захвате и о частом чередовании груди для стимуляции лактации я как-то не думала тогда. Наоборот, я начала соблюдать чёткие временные промежутки в чередовании груди: каждые 2,5 часа.

Ещё в больнице наметились первые признаки отказа от груди. Если раньше ребёнок сосал грудь всегда, в любом состоянии и даже когда беспокоил живот, то там впервые было такое, что она отказалась от груди и просто плакала. Причём варианты могли быть разные: она могла не брать грудь, но пить воду или смесь из бутылки, а могла не брать ничего. Скорее всего, болел живот, она очень сильно плакала, а я носила её по палате, прижав к себе, пока она не утихала, потом она соглашалась взять грудь. Дома сначала стало лучше - приступы почти прошли, иногда она начинала выгибаться, но можно было прямо лёжа её покачать, и она снова присасывалась. Но ближе к 3-м месяцам такие выгибания у груди стали ежедневной проблемой, к этом времени мы пролечились и повторные анализы пришли чистыми, но прибавка за месяц снова была 400г (при количестве мочеиспусканий больше 10 в сутки). Это убедило меня, что проблема с молоком всё-таки есть.

Если быть точным, то я решила, что есть нехватка молока немного раньше, наверное, за неделю до 3 месяцев. Я решила попробовать Мотилиум, и параллельно сцеживалась после каждого кормления. В то время я всё ещё меняла грудь только раз в 2-2,5 часа, и после смены груди, пока ребёнок высасывает первый сильный прилив из второй груди, я сцеживала из освободившейся миллилитров 20. И так каждый раз. Я бы, может, и чаще сцеживала, но после того, как первый прилив заканчивался, ребёнок начинал психовать, и дальше уже было не до этого.

Итак, к 3 месяцам у нас был отказ от груди и гиполактация. С мамой я к тому времени разругалась, и она оставила нас одних, к тому же тогда же случился первый (и пока единственный) лактостаз с температурой 38. Казалось, что всё против меня и, видимо, мне не суждено сохранить ГВ. Но я человек упрямый, а к этому времени я уже осознала всем своим существом, что ГВ имеет первостепенное значение и за него обязательно нужно бороться. Поэтому я не сдалась.

Я снова начала читать, в том числе темы на АКЕВ с похожими проблемами. Потом я завела свою тему, но, в целом, в наших проблемах мне удалось разобраться самой. Я диагностировала у нас неправильный захват (ребёнок всасывал сосок, захват был неглубокий, сосание неэффективное). Долго разбиралась, даже делала фотографию захвата и показывала на форуме, в итоге выяснила примерно, что и как исправлять. Что я предпринимала, начиная с 3 месяцев:

- старалась давать грудь правильно;

- слушала глотки и пыталась применять технику сжатия;

- кормила под шум (скачивала шум прибоя, включала тепловентилятор и фен - то ещё удовольствие летом, но помогало);

- кормила на руках, стоя, при этом ходила по комнате, качала ребёнка или качалась на диване (на пружинах);

- часто меняла грудь, как только бросает одну и начинает плакать, давала другую;

- сама эти дни пила валериану, потому что состояние было тяжелое;

- часто пила тёплое (прямо во врем кормления), прикладывала грелку к груди, максимально использовала контакт кожа-к-коже;

- докорм давала 5 раз в день в объёме 100-200 мл в день;

- каждый день считала пописы или взвешивала подгузники и вела записи;

- купила весы и взвешивала ребёнка каждый день (но сравнивала недельные показатели, потому что скакал вес туда-сюда сильно, и набор был скачкообразный).

Месяца в 3,5 мне удалось встретиться с консультантом, который подтвердил все мои выводы и выбранный путь решения проблем. К этому времени самое тяжёлое было позади - если в 3 месяца ребёнок целыми днями истошно кричал, требовал грудь, хватал и бросал её, и кормить можно было только достаточно активно качая на руках, а время от времени требовалась ещё и включать фен (и длилось это реально весь день, иногда и ночью приходилось фен включать), то теперь белый шум почти не использовался и истошных криков уже не было, хотя кормить всё ещё нужно было только качая ребёнка на руках. Сколько радости приносил в то время сон ребёнка, который тоже проходил с грудью во рту, но можно было сесть или лечь и расслабиться.

Прибавка за 4 месяц была хорошей (хотя смеси я давала немного, в среднем 150мл), число пописов увеличивалось - от 12 до 20 и больше (нужно отметить, что многие дети начинают писать реже и больше по объёму, но у нас до полугода так и были пописы по 20 мл примерно, поэтому их было так много). Полностью убрать смесь я не решилась, давала по 100 мл, тем более, что в 5 месяцев опять прибавка не была такой хорошей, как хотелось бы. Консультант посоветовала вводить прикорм, в 5,5 месяцев я начала по щепотке добавлять кашу, при этом смесь убирала. В 6 месяцев мы ели 100 г каши, и к смеси больше не возвращались. Прибавки после полугода были хорошими, больше, чем у наших ровесников, которые быстро прибавляли в первые месяцы, но перестали после 4-5. К 8 месяцам мы даже обогнали некоторых из них, хотя ели немного (+/- по нормам, не так, как советовала моя мама, для которой ГВ так и осталось неполноценной едой).

Последствием нашего отказа от груди осталась привычка ребёнка скакать с одной груди на другую, особенно перед сном. Но такую же приобретают многие дети после 6 месяцев и без отказа, так они регулируют жирность молока, и, наверное, это отвечает их желанию активно действовать, а не просто расслабленно сосать. Необходимость качать ребёнка во время кормления уходила постепенно, с каждой неделей интенсивность снижалась, месяцам к 6 можно было уже просто держать на руках стоя и немного покачивать (на сон она, правда, требовала более интенсивного движения, но не всегда). А с тех пор, как она начала уверено сидеть, ну месяцев в 6,5-7, я начала сажать её на колени лицом ко мне и так давать грудь. Это очень ей понравилось - она могла сколько угодно менять грудь, вставать, когда больше не хочет есть, или отвлекаться, не меняя положение. С тех пор так мы и едим. Иногда перед сном, когда она не может успокоиться и уснуть, она ещё при этом подпрыгивает, прося немножко её покачать вверх-вниз, после этого быстро засыпает.

Частоту прикладываний я у нас никогда не считала - сначала это было бессмысленно, потому что ребёнок проводил с грудью практически всё время, а потом меня это особенно не интересовало. В полгода она могла прикладываться каждые полчаса, если я была рядом, но меня это не смущало. К году частота стала немного меньше и варьировалась изо дня в день. Были периоды (когда её что-то беспокоило), когда она снова проводила с грудью значительную часть дня. А вот во время насморка ей было тяжело сосать, и она настолько редко прикладывалась, что у меня успевала наполниться грудь.

Если бы меня спросили до появления ребёнка, насколько важно для меня ГВ, я бы вряд ли ответила что-то вразумительное, я вообще об этом не думала. Но когда ребёнок появился, я и без всяких доказательств приняла тот факт, что сохранение грудного вскармливания - первостепенная задача для первых месяцев жизни. Я хотела докормить до года или до 1,5 лет. Но когда проблемы остались позади, а знания поднакопились, я поняла, что это очень маленький срок, и в год ребёнок всё так же нуждается и мамином молоке, и в той близости, которую обеспечивает ГВ, не говоря уж про всё остальное. Сбросить стресс, унять боль, успокоить нервы, уснуть, убедиться, что мама рядом - сколько разных целей есть у ребёнка, чтобы приложиться к груди. Теперь я намерена ждать, пока моя дочь не перерастёт хотя бы большую часть из них. Думаю, мы будем продолжать грудное вскармливание как минимум до 2,5 лет.

Бонус. Какими доводами меня убеждала моя мама в том, что пора переходить на ИВ:
- ребенок после смеси уснул на 2 часа - "вот, что значит хорошо поела, не то что у тебя"
- ребенок после ГВ уснул на 2 часа у меня на руках = " зачем укачиваешь, корми давай"
- ребенок съел 90 гр и потом еще 30 из бутылки и уснул - "вот видишь, сколько ей нужно еще после твоей груди"
- ребенок съел 90 гр и разорался - "у нее УСОХ желудок, ты ее изуродовала"
- ребенок после груди набросился на бутылку - "у тебя нет молока"
- ребенок отказался сосать бутылку - "ты ЗАСТАВЛЯЕШЬ ее сосать долго грудь, она во рту НАТЕРЛА"
- еще - из-за висения на груди без молока у ребенка язва желудка

мракобесие, дневник грудного вскармливания, победа, личный опыт

Previous post Next post
Up