Наконец удалось найти время для души и съездить в Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий монастырь. На данный момент это один из крупнейших монастырей в Молдове. На мой взгляд довольно-таки красивый и с интересной историей. Находится
он к сожалению на территории ПМР по этому для граждан Молдовы есть некоторые сложности сопряженные с его визитом,
но об этом чуть позже.
Монастырь хоть и находится в Преднистровье но является частью Молдовы. Служба там идет на двух языках.
На церковно-славянском и на румынском соответственно, по дореволюционным переводам, а не новым изданиям.
По этому для меня всегда представляла особый интерес румынская половина службы, которая отличается
от классической наличием многих терминов на славянском яз.
Я наверное отпишу по подробнее о том как туда добраться, вдруг да кто-нибудь наткнется на эту заметку
и воспылает желанием побывать там.
Прежде всего надо попасть на центральный автовокзал г.Кишинева, что труда не составляет так как, до него ездит
общественный транспорт практически с любой точки города. (Кстати для поездки, не забудьте взять паспорт)
С центрального автовокзала надо сесть в маршрутку на Тирасполь, стоить заметить, что есть маршрутка и сразу на с.Кицканы
в котором и находится монастырь, но она всегда полная и ездит не так часто.
Стоимость поездки из Кишинева до Тирасполя составляет 30 лей, это где-то 3$, обратно чуть дороже 35 лей.
Можете еще словить какого-нибудь частника, это будет стоить уже лей 50 (4.5$) но это уже на ваш страх и риск:)
Честно скажу, меня как гражданина Молдовы раздражает, при каждой поездке в ПМР заполнять миграционную карточку.
Причем замечу, что Приднестровская миграционная карточка сложнее Русской. И казалось бы, за границу родного государства я не выезжал.
Тем более, что с нашей стороны этой "границы" стоят только милицейские посты, которые естественно никакие паспорта не проверяют.
Ну да ладно.
С вокзала в Тирасполе нам надо попасть в центр города, опять же это труда не составляет, спросите любого прохожего и вам любезно
сообщат на какой именно маршрутке или троллейбусе туда добраться (цены на общественный транспорт в Тирасполе и Кишиневе практически идентичны).
Не забудьте так же поменять немного денег на местную валюту, ибо у них в обиходе свой рубль.
Как добрались до центра, надо пересечь мост через реку Днестр, там довольно таки интересный вид, так, что можете сделать пару фото.
На другой стороне моста есть остановка, откуда ездят маршрутки на с.Кицканы с интервалом где-то в пол часа.
Нам туда. Если не знаете где выходить попросите водителя остановить где-то возле монастыря.
В Кицканах Ново-Нямецкий монастырь не найти крайне сложно, так как уже из г.Бендеры, не доезжая до Тирасполя, в далеке
видна его колокольня. Так, что найти его труда не составит.
В монастыре гостиница бесплатная (по крайней мере, когда я был, еще была) на пару дней остановится проблем не составит.
Если же захотите остаться на послушание то скорее всего будете жить в келье.
У монастыря как я уже говорил довольно интересная история. Этот монастырь как бы правопреемник Нямецкого монастыря из жудеца Нямц в Румынии.
Кстати Нямецкий монастырь в Румынии является самым большим и древним на территории Молдовы (той, что в Румныии). Первое
упоминаение о нем датируется 1407 годом, но на том моент монастырь уже жил, поэтому считается, что он был основан где-то в 12-том веке.
И еще немалаважен тот факт, что именно в Нямецкой лавре жил и трудился на благо православия Прп. Паисий Величковский.
Он так же являлся одним наеболее влиятельных монастрырей в Румынии. Но с началом нового времени и новых реформ, все изменеилось.
Нямецкий Монастырь
Вот пара строк из истории этой обители и основания Ново-Нямецкого монастыря:
В 1859 году происходит объединение княжеств Валахия и Молдавия в единое государство во главе с господарем Александром Кузой. Правительство Александра Кузы принимает решение о подчинении Молдавской православной церкви, т.е. министры и их подчинение свободно могли распоряжаться епископскими кафедрами и настоятельскими местами, не спрашивая на то разрешения митрополита. Также было решено провести секуляризацию монастырских имений -конфискацию имений церкви и монастырей в пользу государства. Для проведения этих решений в жизнь правительство создало особую комиссию из пяти светских и двух духовных лиц, в обязанности которых вменялось заведование монастырскими делами в княжестве. Иеросхимонах Андроник, который был свидетелем этих событий, назвал данную комиссию "разбойничей". С 12 июня 1859 года комиссия без предупреждения нагрянула в Нямецкую лавру в сопровождении жандармов и объявила настоятелю монастыря архимандриту Герасиму, что они явились с целью отобрать монастырские имения, на что благородный старец ответил: "По доброй воле я не отдам монастырских имений. Правительство может их отобрать только силой, так как братия не имеет оружия, чтобы противиться" (3). Возмущенные на столь твердый ответ члены комиссии приказали собрать всю братию в трапезной монастыря, где прочитали указ о изъятии монастырских земель. Все иноки были поражены этим сообщением, а комиссия тем временем с помощью жандармов опечатала двери монастырской канцелярии и архивы, где хранились документы и дарственные грамоты. Опечатана была также и библиотека, располагавшая книгами и рукописями на разных языках.
Затем комиссия посягнула на вековые правила церковной жизни монастыря. Дело в том, что по уставу лавры богослужение в ней велось на молдавском и славянском языках. Комиссия забрала и закрыла все книги на славянском языке. Было запрещено вести службу на славянском языке и поминать русских святых. Протесты монастырской братии не привели ни к какому результату.
Постоянные гонения привели к тому, что иноки тайно стали покидать лавру. Некоторые отправлялись в другие монастыри, в основном на святую гору Афон, многие, перейдя границу на Пруте, подались в Бессарабию, ища покровительства православного императора России.
Стоит отметить, что в Бессарабии у Нямецкой лавры осталось много земель: Копанка, Кицка-ны, Котово, Немцены, Шолканы, Кричкоуцы, Ми-решты, Валя-Русулуй и др. Управлял ими особый уполномоченный лавры. В этот период им был иеромонах Феофан Кристя. Интересна его биография. Он родился в 1812 году в Сучаве, от православных родителей Василия Кристи и его жены Марии. В детстве получил имя Федор, в шесть лет его отдали в школу в Сучаве, где он учился молдавской и немецкой грамоте. В 1828 г., в возрасте шестнадцати лет, Федор Кристя поступает послушником в Нямецкую лавру, а через два года принимает постриг и монашеское имя Феофан. Уже в 1832 году митрополитом Ясским Вениамином Костаки он был рукоположен в иеродиаконы, а в 1833 г. Феофан принимает решение отправиться по святым местам Афона и Иерусалима. Начиная с 1836 года, уже в сане иеромонаха, отец Феофан занимает различные должности: инспектор монастырской типографии, старший поверенный по делам монастырей Нямцу-Секул, инспектор построенной в Нямце больницы, поверенный монастырей Нямцу-Секул в Яссах, а отсюда в 1858 году назначен управляющим лаврскими имениями в Бессарабии. Отец Феофан был человеком высокообразованным, прекрасно знал языки, типографское и докторское искусство, обладал хорошим голосом. Про него говорили: "...муж образованный и преисполненный ревности по Боге и любви к людям"
Феофан Кристя, узнав об ограблении имущества лавры и притеснении монастыря, немедленно выходит с прошением к архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Антонию (Шокотову) с ходатайством найти способ в защиту лавры, а если выхода нет, то просить перед Святейшим Синодом Российской империи построить в Бессарабии новую обитель, которая стала бы дщерью святой Нямецкой лавры. Также с прошением отец Феофан обратился к митрополиту Софронию Миклеску. Защитник святой православной церкви в Молдавии, митрополит Софроний, наделяет его особыми полномочиями на право ходатайствовать перед Российским правительством в защиту молдавских православных монастырей. В 1860 году с данными полномочиями иеромонах Феофан отправляется в Санкт-Петербург. Одной из задач, которые поставил перед собой отец Феофан, было возвращение имений Кицканы и Копанка во владение Нямецкой лавры.
11 апреля 1861 года иеромонах Феофан ходатайствует перед архиепископом Кишиневским и Хотинским Антонием о разрешении устроить в уже возвращенных имениях Кицканы и Копанка, принадлежащих Нямецкой лавре, новый мужской монастырь для размещения в нем монахов, прибывающих из Молдавии. Пока же обитель будет строиться, разрешить нямецким инокам совершать богослужения и выполнять монастырское правило по уставу Нямецкой лавры в приходской церкви села Немцены Кишиневского уезда
13 января 1864 г. последовало "Высочайшее Его (императора Александра II - прим. авт.) утверждение проекта об основании в лаврских вотчинах Кицканы и Копанка Свято-Ново-Нямец-кого Вознесенского общежительного монастыря". Итак, на землях, подаренных монастырю ещё в 1429 году господарем Александром Добрым, в имении Кицканы, переданном лавре в 1527 году господарем Петром Рарешем, началось устроение нового мужского монастыря.
Вот так и получилось, что на территории Бессарабии появилась новая обитель.
Кстати, многие от чего-то думают, что в монастыре намного меньше искушений.
Вот небольшой эпизод из моей последней поездки туда. Я был с братом, а у нас уже так сложилась традиция, если есть свободное время раз в год, оставатся там на послушание, обычно где-то на пару недель. Так вот, когда он там был в последний раз, познакомился он с другим послушником, весьмя ревносным в православии, я к сожалению его имени не запомнил. Сейчас год спустя когда мы были в монастыре, мой брат его заметил и хотел поздороватся, а он как бы его не замечая прошел рядом, причем сильно хромая на обе ноги.
Рядом с нами был бывший килейник отца Паисия (игумена монастыря) ну и естественно мы спросили "- Что это с ним?"
И он поведал нам небольшую историю этого послушника.
Говорит, он много молился, и посчитал, что уже достиг таких высот в молитве, что полез на колокольню (а на послушании как раз там и стоял) и попросив Бога дать ему крылья как в псалме с нее спрыгнул.
Итог конечно понятен.
Вот так легко и непринужденно он впал в прелесть в монастыре.
И казалось бы мы все знаем Евангелие, и момент искушения Христа дьяволом в пустыне, и что он ему ответил на подобное предложение
«…написано также: не искушай Господа Бога твоего.»
Но как и много столетий назад, ведемся на те же разводки))))...
![](http://pics.livejournal.com/lyakos/pic/00003hab/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lyakos/pic/00004q65/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lyakos/pic/00006c6y/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lyakos/pic/0000723f/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lyakos/pic/00008bx4/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lyakos/pic/00009wxy/s320x240)
Вот еще фотоальбом монастыря:
vokivon.moifoto.ru/11238