...А по которым местам с обе стороны межи учинены, и на тех местах грани кладены: с Царского Величества и Российского Государства стороны, деланы кресты, а в иных местах копаны ямы и насыпаны угольем, а на коих урочищах деланы грани и копаны ямы, и то все писано в сей записи, имянно...
Источник Это первый маршрут, в котором кроме бумажных карт мы использовали электронный ресурс
wikimapia. И ещё, фото в качестве эпиграфа:
Итак, впуть!
Идея побывать на станциях по маршруту Вырица-Оредеж возникла не спонтанно. Просто мы уже столько раз проезжали мимо и было интересно посмотреть, тем более, что на одной из туристических карте района мы узнали, что в районе платформы 77-ой километр находится "Мама-камень" -камень, побозначавший российско-шведскую границу по Столбовскому мирному договору. Плюс, хотелось посмотреть на проезжаемые нами постоянно два озера на самом подъезде к станции Оредеж, но об этом в следующей части.
Начался наш путь с железнодорожного вокзала Вырицы
эта дурацкая система: ставить поезд между двумя платформами была столько сколько я себя помню. Объясняли это разным, но в основном - соображениями безопасности, мол люди не смогут ходить через пути, а будут ходить через мост над ними. Практика показала, что люди будут ходить, даже если придётся пролезать между вагонами
А затем на электричке в направлении на Оредеж через две (иногда одну) станцию на третью (на вторую соответственно): 63 км (иногда поезд там не останавливается), Слудицы и наконец 77-ой километр.
Сойдя с платформы мы свернули налево, на лесную дорогу, ведущую в садоводства,
и прошли по ней примерно километр.
Когда мы вышли из леса, то оказались на развилке. Дорога шла направо, в лес
и прямо, в садоводство.
Мы обратились к карте и пошли прямо.
Садоводческий массив в этом месте тянется на несколько километров вдоль железнодороного полотна, включая в себя и следующую станцию - 80ый километр. По территории нынешнего садоводства до войны шла
рокадная железная дорога, частью которой являются развалины железнодорожного моста,
а где-то неподалёку от него, если верить wikimapia, раположены остатки платформы 1941 года. Но мы их не нашли, во многом потому что, скажем честно, не особенно их и искали. Только потом мы нашли материалы, посвящённые этой железной дороге (например:
1,
2,
3). В планах отдельная путешествие/экспедиция по этому маршруту.
возможно, это дорога как раз к этой самой станции
В будущую поездку мы обязательно посетим этот и не только этот объект.
Пройдя мимо опор моста, осматривая по дороге домики
мы вышли на перекрёсток с широкой грунтовой дорогой, идущей в направление на Дружную Горку и повернули направо.
снимок сделан напротив перекрёстка. Более узкая дорога, выходящая из леса это так, по которой мы шли через посёлок. Если стоять лицом к ней, также как сделан снимок, поворачивать нужно налево.
Нам предстоял примерно 3-х километровый марш по этой дороге через лес,
как ориентир: от ручья до дороги, ведущей к Маме-камню примерно столько же, сколько от перекрёстка до ручья
до следующего перекрёстка.
Ориентиром, показывающим, что вы дошли до места, где нужно сворачивать с дороги налево, в лес, является четырёхсторонний перекрёсток, а слева, у входа в лес должен стоять вот этот вот столик:
Оставив столик по левую руку, а по правую поворот на остатки насыпи рокадной железной дороги,
ещё одни следы проходившей здесь дороги
направляемся по дороге идущей через лес в направлении от грунтовой дороги.
Видимо раньше этот путь был подготовлен для лошадей и повозок, о чём, на мой взгляд, свидетельствуют останки бревенчатой дороге, кое-где проступающие из под глины и земли.
Дальше по этой дороге предстоит пройти не менее 1-го километра.
В начале XVII века, воспользовавшись смутой в России, шведы оккупировали почти всю Новгородскую землю: перед войсками Якоба Делагарди и Эверта Горна поочерёдно капитулировали Корела, Новгород, Копорье, Ям, Орешек, Гдов, древняя Ладога. Несколько лет хозяйничали захватчики в приневских землях, однако упорное сопротивление новгородцев неоднократным попыткам привести их к присяге новому шведскому королю Густаву II Адольфу заставило последнего отказаться от намерения удержать за собой обезлюдевшие земли. Король стал склоняться к мысли о необходимости завершить конфликт дипломатическим путём с получением максимальной выгоды для себя. В конце 1615 г., после прекращения военных действий, в дер. Дедерино между Осташковом и Старой Руссой съехались делегации Швеции и России для проведения мирных переговоров; посредниками выступали английские и голландские послы. Но вскоре из-за выявившихся глубоких разногласий переговоры были сорваны и возобновились лишь в сентябре 1616 г., по инициативе шведской стороны и при посредничестве лишь англичанина Джона Мерика,- на этот раз в деревне Столбово близ Тихвина.
После двух месяцев бурных дебатов они завершились и 27 февраля 1617 г. был подписан мирный трактат, получивший название Столбовского мира. По его условиям шведы возвращали Новгород и большую часть его земель, но сохраняли за собой Карельский перешеек и южное побережье Финского залива с крепостями Ям, Копорье, Орешек и Ивангород. Кроме того, русское правительство обязывалось выплатить контрибуцию в 20 тысяч рублей серебром; шведским купцам гарантировались торговые привилегии в России.
В договоре было записано, что с июня 1617 г. должна была начаться демаркация линии границы между Россией и Швецией. Однако на деле из-за неорганизованности и разногласий сторон этот процесс затянулся на годы: первая межевая запись с описанием южного рубежа Ингерманландии была сделана в марте 1618 года, окончательно линия границы была определена в 1621 году. Но случавшиеся впоследствии самовольные захваты пограничных земель (как со шведской, так и с русской сторон), умышленное уничтожение пограничных знаков и другие локальные конфликты потребовали подтверждения условий Столбовского договора, что и было сделано в 1649 году:
...А по которым местам с обе стороны межи учинены, и на тех местах грани кладены: с Царского Величества и Российского Государства стороны, деланы кресты, а в иных местах копаны ямы и насыпаны угольем, а на коих урочищах деланы грани и копаны ямы, и то все писано в сей записи, имянно...
Мама-каменьПри размежевании земель не только копали ямы, засыпая углём, и делали затёсы ("грани") на приметных деревьях - всё это, конечно, уже сгинуло в глубине веков. Существовали пограничные знаки ещё одного рода - попавшие на межу камни, на которых также высекали русский крест, шведскую корону (3 короны) и "пояс" - линию между ними, олицетворявшую границу.
По этим признакам можно было бы опознать пограничные камни, которых в межевой записи указано двенадцать. Но к сожалению, значительная часть валунов, притащенных в наши края ледником, состоит из т. н. гранита-рапакиви - "гнилого камня"; некоторые такие валуны настолько разрушились, что их можно разбирать руками. Разумеется, на таких камнях никаких символов не сохранилось; кроме того, большая часть камней лежит в глухих местах: посреди лесов и по краям болот - там на многие километры вокруг нет населённых пунктов и людей, которые могли бы помочь в поисках. Многие ориентиры, указанные в межевой записи, давно исчезли: поля и дороги заросли, а леса, наоборот, вырубили или расчистили под сельхозугодья. Многие камни при этом были сдвинуты с места и - возможно - перевёрнуты.
Всё же, одному из таких пограничных камней "повезло" больше других: народное предание сохранило его название - МАМА-камень, а точные топографические карты - его местоположение. Хронологически первым об этом камне в литературе упомянул в середине XIX века академик П.Кёппен (со ссылкой на своего информатора - кобринского пастора Ф.Берга). Он писал, что такие пограничные камни финские крестьяне называют valkea kivi -"белый камень", хотя цвет валунов - серый. В описании границы XVII века он назван Плоским: "...до Плосково камени до Мамы три версты..."; там сообщается, что он лежал на границе Суйдовского и Орлинского погостов. Затем в середине XX в. о нём писал гатчинский краевед А.Лбовский, упоминая о том, что по преданию, в районе Мама-камня происходила битва русских со шведами (действительно в том районе во время т. н. Малой (Первой) Северной войны 1656-58 гг. происходили локальные стычки). И что по данным фольклористов, именно здесь, на берегу лесной речки Ракитинки родилась народная песня "Под ракитою зеленой Русский раненый лежал".
Мама-каменьВ середине 1990-х годов сотрудники газеты "Гатчинская правда" предприняли с помощью местных лесников поиски этого камня; нашли, о чём и рассказали в своей газете. С тех пор там побывало множество людей, да вот незадача: если в XIX веке на камне ещё сохранялись крест и короны, то ныне, кроме нескольких зубчиков, напоминающих слово "МАМА", ничего не наблюдается. Что и подтвердила недавно группа петербургских исследователей, с 2002 года занимающихся (и весьма небезуспешно!) поисками описанных в межевой записи рубежных камней. На сегодняшний день группе в составе А.И.Резникова из Петербургского университета, Ольги Стёпочкиной, Николая Воробьёва и Сергея Малахова удалось посетить все упоминаемые в порубежной записи камни; по их словам, "однозначно идентифицированы как пограничные 4 камня, плюс к этому Мама-камень". Другие - лежат вроде бы на описанных местах, но символов на них нет - то ли стёрло время, то ли - забыли выбить в своё время; наконец, камень в окрестностях дер. Кемск пока не обнаружен, а камень у дер. Борисово на Оредеже при мелиорации полей в начале 1970-х был сброшен в реку.
Интересно, что в окрестностях с. Рождествено якобы сохранился т.н. "Папа-камень", о котором в начале 1990-х гг. рассказывала работавшая в набоковском музее ныне покойная А.П. Бирцева и который своими глазами видела рождественский библиотекарь Н. Моисеенкова. Но потом найти его не смогла... [
источник]
По дороге к камню мы, неожиданно для самих себя, превратились в грибников.
правда этот снимок мы сделали уже вернувшись к столику
И здесь начали закрадываться мысли, что с одной только печатной картой Маму-камень нам не найти. Пришлось воспользоваться wikimapia, правда когда искомый объект был всё-таки обнаружен, стало ясно, что мимо такого камня мы бы не прошли даже если бы шли вообще без карты.
эти зарубки на камне - изображение трёх корон, символа Швеции. Русского креста найти не удалось - видимо он зарос мхом
Ещё несколько фотографий Мамы-камня:
А этот камень лежал неподалёку. Есть уверенность, что когда он тоже вырастет и станет большим камнем как Мама-камень
Обойдя камень со всех сторон, мы направились дальше в глубь леса. Во-первых, Wikimapia сообщила нам, что Мама-камень - вовсе не граничный камень, а настоящий граничный камень находится чуть дальше, а во-вторых впереди должно было быть нечто под названием "Кордон" и было очень интересно узнать что же это.
Граничный камень мы нашли почти сразу. Правда понять, что он носит приграничный характер никак нельзя - он абсолютно гладкий, никаких насечек в отличии от Мамы-камня, на нём нет.
Честно говоря, гипотеза о том, что этот камень является приграничным не вызывает у меня большого доверия. Да, камень, без сомнения, подвергался обработке, но говорить о том что он обозначает границу двух государств нет, на мой взгляд, никаких оснований.
Изучив камень со всех сторон мы направились дальше, в сторону урочища Мама-Камень
Дойдя до этого урочища мы оказались на берегу реки,
если идти вдоль реки в эту сторону, можно, как нам сказали встреченные грибники, найти переправу на другой берег
Мы немного осмотрелись по сторонам и немного отдохнули.
Ничего напоминавшего бы кордон (видимо, из всех
значений этого слова нас интересует
это). Возможно его разрушили немцы во время войны, т.к. такие кордоны часто использовались партизанами в качестве баз, возможно мы просто не нашли его, а стоило переправиться на другую сторону реки. А может быть его разрушило время. Тем не менее, мы, немного отдохнув, двинулись в обратный путь
Впереди нас ждало продолжение путешествие вдоль железной дороги Вырица-Оредеж.
Но об этом уже в следующей части.