Sep 12, 2008 18:44
Есть такой персонаж Александр Гаврилов, главред газеты "Книжное обозрение". Был мне всегда интересен тем, что взявшись за маргинальную, мало кому интересную газету, сделал из нее брэнд, создал точку притяжения. Он был для этой газеты как бы "навырост", весомее нее, интереснее. Замутил два года назад книжный фестиваль в ЦДХ, который сразу же стал ощущаться как традиционный. В общем, редкий пример успешного гуманитарного медиа-менеджера.
Еще есть гораздо более известный персонаж - Дмитрий Быков, к которому я испытываю очень странные чувства. По определению человек, который печет, как пирожки, книги, статьи, стихи, не говоря уж о телепередачах со своим участием, должен производить большой процент халтуры. Быков - конвейер по производству текстов. И тем не менее, некоторые из них получаются вполне себе штучным товаром, почти ювелирным. Из книг я осилила не без удовольствия только "Пастернака", но статьи попадаются прям-таки прекрасные (последнее впечатление - рецензия в Огоньке на "Новую землю", но он с тех пор, небось, уже с десяток более свежих текстов опубликовал).
Так вот я это к чему. В условиях озвучиваемого многими руководителями СМИ падения интереса публики к разнообразным "культурным" темам, Гаврилов умудрился создать на базе "КО" одноименный Издательский дом, первый продукт которого - журнал "Что читать" под главредством Быкова поступил в сентябре в продажу.
Номер похож скорее на пилотный, чем на первый, некоторая сыроватость, непроработанность идей ощущается. Очень не нравится макет - стилевая избыточность, элементы, не несущие смысловой нагрузки, вычурность. И все равно журнал хорош. Сделан уверенно, такими крупными мазками, по-мужски. Впечатляет "поминальник": по количеству строчек становится понятно, что журнал сделан ровно теми силами, которыми можно и должно делать журналы 21-го века, если цель их создания - не развод спонсора на бабки и не самопозиционирование главреда как начальника крутого офиса. Раньше бы сказали "на коленке", теперь - "методом дистанционного управления" или "методом аутсорсинга". По сути нужна только записная книжка редактора да арт-директор, он же - верстальщик. Остальное добывается дружескими отношениями, способностью внятно объяснить суть проекта и прочими способами.
На вопрос, поставленный в названии, журнал отвечает. Хочется, правда, несколько большего разнообразия и большего стилистического единства текстов, немного более унифицированной, "форматной" подачи материала.
Первый приз на конкурсе материалов номера я бы присудила тексту (скорее - картинкам) про рекламные кампании книг, разработанные крупными международными агентствами. Это надо читать (смотреть), хотя бы пролистав журнал у киоска.
И ведь "Что читать" - только начало, в ИД "Книжное обозрение" грядет премьера издания под главредством Федора Сваровского, до которой остается только теряться в догадках - что еще можно писать про книги, чтобы не пересекаться по темам с уже существующими газетой и журналом?
старт-апы,
журналистика