(no subject)

Apr 01, 2011 23:56

Патриарх направил Садовничему письмо с просьбой поддержать инициативу строительства храма на Воробьевых горах. Все это хорошо и правильно. Там объективно нужен храм - и не только студентам, но и жителям нескольких близлежащих районов.
Но вызывает опасение, что там упоминается "храм-часовня". Маленький храм будет профанацией идеи. Типа "отделались". Если уж строить на Воробьевых, то нужен большой, удобный, вместительный современный храм с полноценным культурным центром, где могли бы проходить встречи, концерты, просмотры кино, занятия воскресной школы, конференции, семинары. Где шла бы интенсивная жизнь. В конце концов он должен быть хоть как-то пропорционален другим зданиям "на Горах".
И второе, что на самом деле меня волнует даже больше, чем размеры. Что это будет за проект? Храм в кампусе должен быть с архитектурной точки зрения уместным. Форма влияет на содержание. Нечто в стиле а-ля рюс, резко контрастирующее со всей стилистикой университетстких зданий, помпезное и золоченое, сразу отсечет многих потенциальных прихожан из числа студентов, аспирантов, преподавателей. И наоборот, смелый архитектурный проект, попытка оживить храмовую архитектуру, дать новый импульс, вызовет уважение.
Псеводорусскому стилю надо объявить войну. С другой стороны, "смелые" решения вроде тех, что были представлены на конкурс храма в Париже, больше похожи на троечные курсовые работы студентов архитектурных вузов.
В современном мире визуальное воплощение идей играет все большую роль. В Церкви сейчас явно проблемы с дизайном в самом широком смысле слова.
Храм на Воробьевых может стать большим культурным проектом по выработке новой визуальности, может стать событием в мире архитектуры, началом нового большого стиля. Станет ли?

дела церковные

Previous post Next post
Up