1. Все люди равны перед Богом, равны в момент рождения и в момент смерти. Бог дал людям одинаковое устройство тела (атеисты могут заменять «Бог» на «природа»)
2. Бог создал людей равными. Но разными.
3. У людей разный жизненный путь, разный жизненный опыт; люди пришли в мир в разное время, из-за чего в каждый момент времени одни старше, другие младше. Разный жизненный путь даёт людям разное воспитание и образование, они вырастают разными в семьях инженеров или спортсменов, в семьях учителей или мастеров ручного труда. Добиться одинакового образования для всех невозможно, люди не могут выбрать одну универсальную профессию для всех. В результате каждый владеет лишь малой частью знаний человечества, и каждый человек является в чём-то специалистом, а в чём-то профаном. Далее, в результате различий жизненного пути люди умеют разное: что умеет врач, того не умеет водитель грузовика, но того, что умеет водитель грузовика, не умеет врач.
● Итак, люди различаются своей историей и своей компетенцией (знаниями и умениями).
4. Разные люди, владея разными компетенциями, нужны друг другу. Им выгодно сотрудничать. Выгодно доверять другому то, что ты не умеешь сам, давая взамен то, чего не умеет он.
5. В сфере общественно-политического управления, а более узко - в политике - люди тоже различаются своими знаниями и умениями. Мы же понимаем, что руководитель научной лаборатории, как правило, не сумеет повести взвод бойцов на штурм высоты, а лейтенант мотострелковых войск вряд ли сумеет организовать проведение научного эксперимента группой учёных. И это нормально.
● Так и человек, не знающий сокровенных тайн и правил политики, не в состоянии принимать адекватных политических решений, в том числе решений о том, кому лучше делегировать право управлять жизнями миллионов. Не потому что он хуже или глупее, а лишь из-за того, что он недостаточно знает, а то, что знает, он почерпнул из ненадёжных источников.
● Политическое управление - это профессиональная деятельность, не менее сложная, чем любая другая. Человек, который не тратит большую часть своего рабочего и свободного времени на изучение истории, экономики, права, политических институтов, оказывается в проигрышном положении по сравнению с теми, кто постоянно постигает их и воплощает знания на практике. Так же, как полевой командир оконфузится в научной лаборатории, а академический учёный погибнет в окопе. Не потому, что он хуже или глупее, а из-за того, что не прошёл специальную подготовку, не потратил на это значительного времени своей жизни.
● Но в силу традиции, сложившейся по определённым причинам, большинство считает политику достаточно простым делом, многие о ней постоянно так и говорят. Они убеждают окружающих, что существует простое решение их проблем: стоит только поддержать кого-то, согласиться с передачей ему полномочий, проголосовать за него на выборах.
● Следует помнить: когда вы слышите в политике фразу «Просто надо...» или любую другую со словом «просто», берегитесь! Когда вы слышите слово «просто» в любом политическом контексте, вас, как правило, пытаются обмануть. Причём из-за обилия ненадёжных источников разобраться в политических премудростях становится ещё сложнее, и потому по-настоящему понимающих её крайне мало.
6. Откуда берутся эти ненадёжные источники? Шведский экономист, нобелевский лауреат Оливер Уильямсон ввёл в науку понятие «экономический оппортунист» и определил его как человека, который использует обман, ложь, коварство для достижения собственных целей. Такой оппортунист предоставляет своим деловым партнёрам неполную или искажённую информацию.
● Есть все основания говорить об их существовании не только в экономике, но и в политике: большое число «социально-политических оппортунистов» используют обман и коварство для достижения собственных целей. Их основной инструмент - это искажённая информация. Бороться с ними можно, лишь потратив силы и время на поиск истинных сведений. Если у вас нет на это времени, если вы согласились принять предложенное вам «простое» решение, вас наверняка обманут.
● «Социально-политические оппортунисты», по сути, - это лица с низкой социальной ответственностью, жулики. Они считают себя вправе использовать манипуляции и прямой обман, они решают свои личные задачи, игнорируя интересы других (по принципу «каждый за себя»). У них нет принципов, но они прикидываются идейными: одни правыми, другие левыми, одни реформаторами, другие консерваторами. Они занимают важные позиции в любом политическом лагере и начинают активно действовать в личных интересах, дискредитируя каждую идею, к которой прикасаются.
● Они выступают в качестве провокаторов, сталкивая между собой представителей разных взглядов, мешая им договориться, так как это позволяет им получить большую выгоду. Как гитлеровцы, переодевшись в польскую военную форму, 31 августа 1939 года захватили германскую радиостанцию и обеспечили повод к началу Второй мировой войны, так и жулики прикидываются социалистами и либералами, этатистами и анархистами и делают то, что возмущает идейных оппонентов; не дают им сесть за стол переговоров и обсудить, как вместе жить дальше, без стремления переубедить и перевоспитать друг друга.
● Ещё жулики успешно взаимодействуют с себе подобными, помогают и подыгрывают друг другу, тогда как настоящие идейные политики договариваются и сотрудничают с большим трудом.
7. Подавляющее большинство граждан, которое не обладает достаточными знаниями для того, чтобы разбираться в тонкостях политики, но обладает активным избирательным правом, оказывается жертвами манипуляций. Реализуя это право, большинство своими руками отдаёт возможность определять свою жизнь в руки безответственных авантюристов.
● Меньшинство, которое разбирается в политике, которое следует моральным принципам и является социально ответственным, оказывается жертвами жуликов вместе с остальными. Но, в отличие от остальных, оно может противостоять социально-политическим оппортунистам благодаря своим знаниям.
8. Социально ответственное компетентное меньшинство в ответе за судьбу большинства.
● В силу сложившейся традиции и общественных стереотипов отказ от всеобщего безусловного избирательного права в ближайшее время маловероятен. К тому же, нет очевидной и общепринятой альтернативной модели политического устройства, к которой можно было бы перейти. Социально ответственные граждане, имеющие высокую компетенцию в сфере политики, могут и должны бороться против деструктивной деятельности оппортунистов. Для этого следует прекратить попытки добиться приемлемых результатов на традиционных выборах и перейти к использованию ненасильственных методов, ортогональных существующей политической системе.
● Жулики, социально-политические оппортунисты дают право политически компетентному меньшинству принимать на себя ответственность за судьбу большинства и действовать, не оглядываясь на его волю.
● Это не ограничивает свободу некомпетентного большинства, так как каждый при желании может освоить необходимую информацию и обрести знания, выводящие его из-под влияния манипуляций и вводящие в число компетентного меньшинства.
● Главный инструмент социально ответственного меньшинства - это прямой диалог в своей среде и договорённости, заключаемые на добровольной основе.