Плохая замена "Беломору"

Aug 16, 2023 01:43

Главной проблемой самолётной навигации стало прекращение выпуска папирос "Беломорканал".
Именно это вынудuдлo мировых лидеров отрасли на конец задуматься, куда так надолго пропадают экипажи, и почему возвращаются они потом такие довольные и слегка даже смущённые.
Результатом всех этих мучений и стало то, куда теперь с ужасом смотрят авионические гайсы.






На самолёте имени Airbus-320 (а также и -NEO) для воспрепятствования пилотам исчезнуть на недельку организовано множество препон.



Нас же сегодня в связи с очередным дефектом интересует такая незаметная антеннка ADF - Automatic Direction Finder. Или по-русски - Автоматический РадиоКомпас.
Находится она примерно посредине фюзеляжа, сверху него.


А блок живёт в основном авионическом отсеке.

Как видно, антенн таких бывает две. Но вообще, чаще всё-таки одна.
Потому что обычно и нафиг особо не нужна. Современные самолёты летают по другим средствам навигации, а это оставлено на крайний случай, когда уже все карты скурены.
Если такое всё же наконец произошло, то пилоты могут настроиться на весёлую волну известной им по карте радиостанции. И стрелочка на дисплее покажет им направление на эту станцию. А так как радиоизлучающие маяки расставлены по карте с пугающей частотой, то так можно даже некоторое время лететь.

Направление на радиостанцию показывается как на навигационном дисплее ND, так и на запасном радиокомпасе, если его ещё не пропили.



Для этого в самолёте много науеверчено,


хотя нам из этого мало что в итоге надо.




Частоты настраивать можно вручную, с панели управления радиосредствами RMP.



Вид радиосредства, на которое настроена стрелочка, выбирается на панели управления на козырьке приборной доски. Там же есть и управление видом отображения навигационной информации на ND.



Частоты ADF (150-1800 кГц) захватывают средние волны, что также позволяет настраиваться на широковещательные радиостанции там, где они ещё остались. Можно и музычку послушать.



Принцип действия штуки довольно интересный.


Внутри корпуса сосу-ществуют три антенны - две петлевых направленных, и одна ненаправленная.



Направленные антенны расположены под прямым углом друг к другу.




Дальше мне в этих косинусных преобразованиях разбираться выше уровня, поэтому вот вам два взгляда на проблему, и ни в чём себе не отказывайте:
https://aviation.stackexchange.com/questions/33842/how-does-the-adf-null-positions-find-where-the-ndb-is
https://aviation.stackexchange.com/questions/90587/since-modern-adf-receivers-dont-rotate-how-do-they-work

Для колёсных же грязнуль мы скажем, что схематично приёмник выглядит так:



И что на экране ND при работе должна быть зелёная стрелочка в нижнем левом углу, с надписью ADF.
Когда же ничто из этого не срабатывает, пилоты пишут замечание. И тогда на сцену выхожу я. Опять с молотком.
Открываем дефект по системе, и самолёт летает уже без лишних беспокойств.

Другая смена для выяснения источника проблем делала тест системы. Он указал на блок ADF.
Однако мы понимаем, что этому верить можно далеко не всегда. Точнее, есть нюансы. Нюансы есть, а блока нет.
Поэтому перцы залезли в разъём антенны, обнаружили там водичку, и почистили его и просушили.
Счастья хватило на два полёта, а потом дефект снова проявился. Стало понятно, что что-то здесь не так.

Если ничего не помогает, то надо читать документацию.



Однако в ней написано, что первым делом надо заменить блок. А если не помогло, то проз-ванивать провода.



А это - совсем не наш метод. Так что мы тоже лезем под потолок салона.



Снимаем потолочную панель. И там, за теплоизоляцией, находим разъём антенны.



Отсоединяем фишку и смотрим антенне прямо в душу.



Она оказывается подмоченной.



Поэтому прежде чем продолжать мытарства, надо её просушить.
Спирт помогает и в этом случае.



И дальше, если бы мы продолжили работу, то могли бы так и не докопаться до ссути.
Однако нет! Мы уехали.
И это оказалось единственно правильным решением.

Потому что заглянув спустя время в уже просушенный разъём антенны, стало понятно, кто тут есть ху.



По пинам разъёма изнутри антенны сочилась водичка.



Понятно, что антенна с водой не работает. И её надо менять.

Антенна представляет собой вот такую здоровую хрень



Её прилегание к обшивке уплотняется резиновым кольцом возле разъёма.



А по всей её площади между антенной и обшивкой помещается тонкая фторопластовая прокладка.



Прикручивается она длинными винтами.



И конечно, менять такую антенну летом в хорошую погоду - it's a kind of magic.



А когда оно потом ещё и работает,


то понимаешь, что ты тут всё-таки не зря.

Такие вот дела, котятки. Кто первый в тестовый полёт?

Poll

a320neo, навигация, матчасть

Previous post Next post
Up