Как великий авияционный икс-перд, перехожу от мелких тактических вопросов к стратегическим.
В
весьма годном посте levik рассказывает, как некоторые большие компании РФ пытаются сохранить полёты в зарубеж своим флотом.
Если кратко - то хотят забазировать в Сочах кучку СуперЖутей. И так как они не подпадают под санкции, то гонять из Сочей в ближайшие зарубежные порты, куда нас ещё пускают. А в/из Сочи довозить в/из прочей РФ
украденными Эйрбасами и Боингами.
Проблемка существует в том, что вместимость
СуперЖутей будет поменьше, чем у
А и
Б.
И при интенсивной эксплуатации, когда ими придётся фактически заменить большой парк иностранной техники, они быстро попереломаются.
С доставкой и наличием запчастей, естественно, будут большие проблемы. Как и с подготовленным персоналом.
И дальше им придётся летать с дефектами, так как со стороны авиакомпаний будет оказываться давление на пилотов и техников для сохранения регулярности и объёмов перевозок. А части из них - не летать вообще, застрянув в Сочи. Потому что некоторые дефекты на вылет натянуть не получится вообще никак.
Но я сейчас не об этой технической банальщине. Потянуло меня в стратегические предвидения.
Так что же там с Сочами как хабом - вообще, принципиально?
А принципиально с Сочами всё довольно грустно.
Обе взлётно-посадочные полосы там упираются в горы, и потому заход на посадку и взлёт возможны лишь в сторону моря. А это ограничивает возможности самолётов по ограничению попутного и бокового ветра. Что вынуждает пилотов уходить на запасные либо кружить в районе, ожидая погоду. Как понятно, это всё увеличивает затраты компаний и уменьшает провозную ёмкость за счёт увеличения задержек. И с увеличением частоты рейсов проблема будет увеличиваться нелинейно.
Расширить же аэропорт или изменить ориентацию полос невозможно принципиально, так как он уже находится практически в черте города, да ещё и окружён морем, речкой и горами.
Также сочинский аэропорт довольно маленький. Не знаю, как он справлялся с потоками в ПопилиАду-2014, но думаю, что с большим трудом. Также думаю, что с большим трудом он справлялся с потоками летних туристов после 2014 года, когда зарубежные южные дешёвые направления начали потихоньку становиться недешёвыми, и народ ломанулся на российские юга. То есть, всё было довольно напряжённо ещё до открытой агрессии РФ.
Но теперь B0.HA на Укpauнe перешла из скрываемой в открытую, и после всех санкций и закрытий ситуация дополнительно ухудшилась сразу по многим направлениям.
1. Раньше большинство рейсов в аэропорт Сочи - Адлер ( AER ) - по понятным причинам были транзитными. То есть - самолёт из РФ привёз пассажиров, за час разгрузился, загрузился, и улетел. Устранять дефекты на таких самолётах не приходилось - этим занимались в местах его базировки. Техник на самолёте не появлялся вообще. Либо появлялся коротенько на время оформления дефекта по MEL. И самолёт всё равно улетал.
Теперь, когда самолёты будут базироваться в Адлере, устранять дефекты и проводить календарное обслуживание будет уже негде. Кроме Сочей. Соответственно, надо будет тратить на это время и людей. И если на людей в РФ привычно насрать - сколько надо, столько и будут работать. То есть проблемы более принципиальные.
Если раньше самолёт находился на время обслуживания где-то в другом месте, то теперь он в это время будет занимать перрон в Сочи. А перрон там, как понимаете, далеко не резиновый. А обеспечивающие службы так и продолжат играть в старом составе. А техника так и останется в старом количестве и качестве. Что тоже не ускорит процессы восстановления лётной годности.
Далее. Если доставка запчастей из мест их концентрации в Москау раньше занимала в Питер - час, и в другие города - два часа (потому что МСК находится в середине цивилизованой части РФ), то теперь их будут везти часа три минимум. А это тоже ухудшает оперативность возвращения самолётов в лётногодное состояние. То же и с доставкой пилотов и техников, если они внезапно понадобятся. Если раньше самолёт на замену неисправному из МСК доставлялся в СПб за пару часов (учитывая подготовку к вылету), а в пределах аэропорта - за час, то теперь это время увеличивается ещё на два-три часа.
По сумме сказанного - ожидаем заметное увеличение количества и продолжительности задержек.
2. Главное - это закрытие больших аэропортов юга: Краснодара и особенно Ростов-Дона. Там было побольше места, и получше с расположением полос.
А в Ростове недавно с нуля построен новый аэропорт, и потенциально именно он мог бы стать настоящим хабом. Главное - он стоит в чистом поле, и его есть, куда расширять. Но на свою (и нашу) беду он оказался слишком близко к Украине. И пока не откроют воздушное пространство, летать туда и оттуда не получится.
Открытых сейчас больших портов на юге внезапно не оказалось. МинВоды, Ставрополь, Владикавказ - их считанные единицы. И все они - довольно мелкие жопки. С числом рейсов, в разы меньше даже сочинского. Так что вряд ли они потянут хоть какое-то хабование. Видимо, Сочи выбран как наименьшее зло - как говорится, за неимением горничной приходится ебать дворника.
Так как импортные самолёты уже ограбили, то их теперь не выпустят за границу ни в каком виде. Летать российским компаниям за границу придётся именно на СуперЖути.
Несмотря на бОльший поток, чем в других южных портах, этот поток в аэропорту Адлера был в основном транзитным. А инфраструктура в AER неудобна для базирования большого количества самолётов. Поэтому я думаю, что при первой возможности базирование самолётов значительно переведут в другие порты - Краснодар, Ростов-Дон, и ещё какие-то.
Возможность эта зависит от хода BOiHbl на Укpauнe. Таким образом, сейчас очень многое зависит от договорённостей с Украиной. Когда прекратятся масштабные воздушные операции.
Poll