Уплотнили

Feb 12, 2022 01:11

Возьмём сразу быка за яйца. Недавно самолётом убило техника.
Началось это вот с такой лужи под передней ногой:




А дальше я расскажу вам много матчасти и технологии. Там, как и в нашей работе, многое будет сразу понятно. Потом окажется, что ничего не понятно. Потом снова вроде как понятно. А потом - "ну я х.й его знает..."  Всё, как в жизни.



Как я уже писал, типичная амортизационная стойка (амортстойка) самолёта устроена примерно так:



В ней есть наружный цилиндр (Outer cylinder) - верхний, присоединённый к самолёту.
Внутренний цилиндр (Inner cylinder) - нижний, к которому присоединяется ось колёс.
Шлиц-шарнир (Torque link) не даёт цилиндрам проворачиваться относительно друг друга, но позволяет соосно вдвигаться.
Пространство между цилиндрами заполняется минеральной гидрожидкостью, а затем сверху неё вдувается под давлением азот. Азот выполняет функцию пружины, своим давлением выдвигая внутренний цилиндр изнутри наружного и принимая вес самолёта. Свободному движению внутреннего цилиндра мешает гидрожидкость, проходящая через отверстия диафрагм внутри стойки. Это затруднение позволяет поглощать энергию, предотвращая свободные колебания самолёта на кочках.
Примерно в месте жёлтенькой радости на рисунке в настоящей стойке существуют уплотнения. Которые удерживают жидкость и азот внутри стойки, но позволяют цилиндрам двигаться.

И вот на самолёте нашего сегодняшнего рассказа жижка вытекла изнутри цилиндра.



А также видно, что стойка просела до упора. Что означает, что азот изнутри тоже испарился.
Такое происходит, когда повреждено уплотнение по штоку (внутреннему цилиндру) амортстойки.

Замена уплотнения - дело нескорое и трудоёмкое. Поэтому самолёт отбуксировали в ангар, и ближней лошадью привезли из другого города техников для работ. Что там произошло дальше, пока не ясно. Но наиболее правдоподобная версия выглядит так:

Пока мало информации. Вроде бы так происходило: "закусило" подъёмник и под ПОШ дополнительно поставили домкрат - а может быть для сервисинга . При попытке удаления домкрата произошло складывание подкоса. Пина не было. Учитывая габариты ниши ПОШ на В737 - выскочить было немного шансов.
https://aviaforum.ru/threads/smertelnyj-sluchaj-s-its-v-aehroportu-minvody.49178

Народ поднял самолёт, пин забыл, самолёт опустил, нога сложилась, человек умер.
Всё понятно. Это - первая стадия, да - ясное понимание всего (помните, я вначале писал?). Дальше будет хуже - начнутся сомнения.

Но вы же хотите нюансов. Поэтому поехали дальше.
Сначала разберёмся с собственно работами по устранению дефекта. А потом заглянем в складывание.

Для устранения дефекта надо заменить уплотнение внутри стойки, которое скользит по хрому штока.
Для замены уплотнения нужно вынуть шток изнутри стойки. Для этого надо сначала разобрать стойку - снять фару, колёса, кабели. Вывернуть гайку, которая удерживает шток внутри стойки.
И потом выдвинуть шток на полный рабочий ход. И ещё немножко. И тогда он вынимается.
Когда самолёт на земле, то шток невозможно выдвинуть ниже земли. Поэтому самолёт поднимают на подъёмниках. Для того, чтобы нога случайно не сложилась, в неё втыкают страховочные пины.

Это - краткое описание работ. Теперь вдадимся в детали.

Внутри амортстойки передней ноги есть вот такая бронзовая втулка с резиновыми уплотнениями:



Внешний и внутренний цилиндры закрашены фиолетовым и серым с узорами. Гайка внизу - тоже серая, но другая.
Между цилиндрами находится бронзовая втулка, удерживающая различные уплотнения.
Активное статическое уплотнение уплотняет неподвижное соединение втулки и наружного цилиндра.
Активное динамическое уплотнение уплотняет подвижный шток к втулке. Именно оно изнашивается и протекает.
Это всё хорошо понятно. Но что там за два синих дополнительных уплотнения?



Это - запасные уплотнения. Они помещены на втулку для упрощения работ и ускорения возврата самолёта в строй при повреждении основных уплотнений.
Считается - чтобы полностью не вытаскивать шток изнутри стойки, можно вытянуть втулку изнутри стойки. На ней переставить уплотнения с запасных позиций на место основных. Основные срезать и выкинуть. А потом внедрить втулку в зад с исправными уплотнениями.
Казалось бы - вот оно, счастье?

А теперь прервёмся и посмотрим видосик сборки в шопе основной амортстойки. Там как раз видна эта втулка.



Принципиально она похожа на таковую у передней стойки. Будут видны уплотнения.



И приспособления для центровки штока в стойке, и для правильного поджатия уплотнений. Видна длина штока.

image Click to view



Итак, теперь посмотрим, что нам говорит технология про это облегчающее чудо инженерного гения.



Технология существует как для "упрощённого" варианта, так и для полной замены.

Давайте пойдём по простому пути - замена уплотнений запасными без полного вынимания штока.

Предосторожности.



Установите пины. Чтобы не сложилась нога.

Разберите ногу - снимите рулёжную фару, её проводку, рассоедините шлиц-шарнир, ...



Поднимите НОС самолёта (об этом будет далее). Выдвиньте шток.
Приспособлением вытащите втулку с уплотнениями. Срежьте повреждённые уплотнения. А на их место передвиньте запасные из их канавок. Соберите всё в зад.

Казалось бы, всё просто. И чего они не поставили пины? Всё ж понятно.
Однако, как вы понимаете, я бы не стал вообще писать этот пост, если бы всё было действительно так просто.
Я не менял пока уплотнения на B737NG. Но мне довелось несколько раз менять потёкшие уплотнения передней и основных ног на B737 CLassic. В разных условиях - и в ангаре, и на улице зимой. Так что некоторые нюансы я могу предположить.

Главный нюанс этого всего блядства - в том, что запасные уплотнения иногда не становятся на место основных.

Это как это? - спросите вы. Ну смотрите.



Видите, на каком диаметре находится основное рабочее уплотнение? Практически оно натянуто на шток. А это даже меньше внутреннего диаметра втулки.
Тогда как запасные уплотнения находятся на втулке в проточках большего диаметра.
При установке запасных уплотнений на места хранения в проточках их натягивают. И плюс к тому они в проточках летают сколько-то лет, пока основное уплотнение елозит по хрому штока. И к моменту установки на место основного уплотнения оказывается, что запасное растянулось.
Оно растягивается совсем немного. Но этого хватает, чтобы при установке в проточку малого диаметра образовалась петля. Которая выпирает из проточки и не даёт нормально собрать амортстойку.
У нас это обнаруживалось во всех попытках установить запасное уплотнение на место основного. 100%. Absolutely.

Надо ещё понимать, что это в том видосике всё так легко и красиво - уплотнения новые и не растянутые, пластиковые колечки не деформированы и тёплые. Есть кран, которым легко опускать стойку на шток.
А в реальности всё наоборот - надо шток подымать внутрь стойки. И если делаешь это руками, то это тяжело. А если делаешь это домкратом, то легко прозевать момент сопротивления и закусить резинку. И тогда всё будет точно так же, как было до работы. И примерно так, как было с цилиндром разворота на A320:




Поэтому я лично не знаю, как обстоят дела сейчас; но когда я участвовал в таких работах, то мы сразу меняли все уплотнения. С полной разборкой ноги. То есть, с полным выниманием штока изнутри амортстойки.

И теперь мы переходим к варианту работы номер два - замена всех уплотнений с выниманием штока.

Начало примерно такое же.



Всё разбери, хер его разбери...



Осторожно держи шток и вываливай его уже.
Потом меняй все уплотнения, суй всё в зад, и аккуратно вдвигай на место. Потом убери домкрат из-под ноги.
Дальше заворачивай гайку, и опускай самолёт.



Ну понятно, во время всего процесса должны стоять пины...




Вот. С технологиями и нюансами замены уплотнений мы разобрались. Всё опять просто - поднял, опустил. Всё же понятно. Зачем же не были поставлены пины?..

Добавлю нюансов.
Дело может быть в том, что существует такая работа, как вытаскивание штока из амортстойки. То есть, отдельная работа, а не в составе замены уплотнений.
И в этой работе, помимо обычной разборки ноги...



Есть интересный нюанс.



СНИМИТЕ предохранительный пин ( ! ! ! )

Опа-раз... э-э-э... так что, техники не просто всё провафлили? Не просто забыли вставить пин? Ничего не понимаем, да? Ну, я же вам именно это и обещал.

Теперь разберёмся, зачем это нужно и как это работает.
Дело в том, что поднимать целый самолёт или его нос всего лишь для выдвижения штока передней ноги может быть затруднительно или нерационально. И тогда бывает достаточно поднять его всего чуть-чуть.
Потому что выдвинуть шток возможно не только из вертикально стоящей ноги. А вполне и из наклонной. Для чего переднюю ногу надо всего лишь... сложить.

И теперь мы поговорим о сложении ног.
Когда самолёт летает или гоняет шасси на земле, его передняя нога может находиться вот в таких положениях:



Слева - выпущена. Длина ограничена высотой подъёма носа.
Справа - убрана. Длина ограничена длиной ниши шасси.
И посредине - промежуточное положение. Длина практически не ограничена, так как нога находится наклонно и проходит в длинный зазор между фюзеляжем и полом.
Вот это положение и используется для вытаскивания штока без сильного подъёма носа самолёта.

Что для этого надо сделать?
В конструкции ноги



есть такой... распорный подкос. Он состоит из Forward и Aft Links. То есть, этот подкос составной.



В положении, когда оба его звена находятся на одной линии, этот подкос вместе с другими подкосами ноги образует жёсткую конструкцию. И фиксирует переднюю ногу выпущенной. Именно в этом положении отверстия на его частях возле оси соединения совпадают. И туда вставляют предохранительный пин, чтобы эти два звена не сложились, и не сложилась нога.




Почему же там нужен пин?
Потому что, как видно на схеме, стрела прогиба звеньев этого составного подкоса довольно мала.




И штатно удерживает подкос в выпущенном положении ноги всего лишь пружина сверху него. Она защёлкивает подкос при выпуске ноги. Но при выпуске на ногу действует ещё и давление гидрожидкости в цилиндре выпуска. А на стоянке никакого давления в нём нету.
И поэтому для сложения ноги достаточно лишь хорошенько нажать снизу на область оси соединения звеньев. Чтобы пересилить пружину и перевести стрелу прогиба на сторону уборки ноги. При штатной уборке ноги это делает гидроцилиндр на задней стенке ниши шасси (справа по схеме).

И именно это мы видим в технологии вынимания штока.



Надо вынуть предохранительный пин выпущенного положения ноги. Нажать снизу на составной подкос. Ну, и там ещё есть прикол с ручным гидронасосом, подсоединённым к цилиндру уборки-выпуска. Хотя, думаю, нога пойдёт и без него. Если приложено усилие в направлении уборки.

Интересно, кстати, что в случае с B737 CLassic



предлагается преодолеть стрелу прогиба постукиванием через брусок.

А главное - не нужно снимать колёса.



И это действительно работает. Выезжать ногу из внешнего цилиндра на её собственных колёсах гораздо удобнее, чем снимать колёса, и потом выволакивать её на руках.
Был ли этот лайфхак использован в данном случае?.. - пока не знаю.

Однако мы подходим-таки к завершению рассказа.

Рассмотрим вопрос подъёма и опускания самолёта.
Самолёт Boeing-737 NG можно поднимать целиком. Для этого на нём есть три основные точки установки подъёмников:



- две под крыльями (A, B), и одна под хвостом (C).
Точка D в передней части фюзеляжа, слева от кабины, считается дополнительной, страховочной. Чтобы самолёт не перевесило вперёд.
Точки E, F находятся под амортстойками, и под них ставят домкраты при замене колёс.




Или как в нашем случае - для поддержки штока.







В нашем случае Боинг пишет про подъём НОСА самолёта за точку D.
И да - оказывается, есть и такая возможность.



Именно сюда ставится подъёмник точки D.




И в технологии этой работы тоже есть интересный нюанс.


СНИМИТЕ САМОЛЁТ С ТОРМОЗОВ.
ОТОДВИНЬТЕ КОЛОДКИ, ЧТОБЫ ДАТЬ САМОЛЁТУ КАТАТЬСЯ ПРИ ПОДЪЁМЕ.

Как интересно, правда?

А теперь посмотрим, что пишут в технологии установки штока внутрь стойки.



После замены уплотнений вдвигайте шток внутрь наружного цилиндра, поворачивая ногу назад.
Нажмите составной подкос вниз для перемещения его в защёлкнутое положение.
УСТАНОВИТЕ ПИН.

Вот тут, как я полагаю, и мог сработать человеческий фактор. Ногу могли не дожать до полностью выпущенного положения.
Но это было бы легко обнаружить, если бы стали ставить пин. Он бы не входил в отверстия, так как они не совпали на переднем и заднем звеньях подкоса.
Неустановка пина - это была вторая дыра швейцарского сыра.
А потом... трудно сказать, что именно привело к аварии. Был ли самолёт на тормозах? Сыграл ли подъёмник в сторону? Опускали ли самолёт с человеком в нише специально или опускание произошло внезапно? Вопросов пока больше, чем ответов.
Может быть, всё могло бы кончиться хорошо, если бы самолёт не перемещался при подъёме и опускании. Судя по сообщению:
"закусило" подъёмник и под ПОШ дополнительно поставили домкрат - а может быть для сервисинга . При попытке удаления домкрата произошло складывание подкоса
, самолёт в момент аварии уже не стоял на подъёмнике.

Дело в том, что для сервисинга штатно домкрат под ногой в точке E не нужен.
Им могли пытаться обжать ногу для заливки внутрь неё гидрожидкости после сборки (жижа заливается до перелива - это её штатное количество).
Могли пытаться поднять самолёт для высвобождения заклинившего подъёмника.
Но при самолёте, поднятом только спереди, на амортстойку действует сила тяжести уже не только в осевом направлении.
А так как нога задрана и отклонена от вертикали, то появляется и продольное усилие. Которое направлено на складывание ноги. А самолёт не фиксирован продольно и может немного перемещаться. А площадь площадки подъёмника - примерно 5 см. Там шарик в два дюйма. Так что самолёт мог бы и уехать слегка в сторону от этой площадки, пока высвобождали подъёмник.




И когда стали опускать домкрат, то уже не попали на этот шарик. Самолёт соскользнул. Нога без пина сложилась.
А от ноги там просто тяги к створкам.
Ниша захлопывается автоматически.




Poll

P. S.
Да, чуть не забыл. В Телеграмме говорится:
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАКЛЮ4ИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ПОСЛЕ СНЯТИЯ ВС С ПОДЪЕМНИКОВ, ПРОИЗОШЛО СКЛАДЫВАНИЕ ПОШ.
Но в общем, это - тоже про пины.

b737ng, шасси, происшествия

Previous post Next post
Up