Расскажу-ко я вам про забавный дефект, что случился недавно на Боинге.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2683522/2683522_original.jpg)
Пилоты заявили, что у них при армировании спойлеров выбивает АЗС. Но не тот. А топливного крана подачи в двигатель!
Как оно связано и кто тут вообще есть ху? Ну, я сам ничего не понимаю, так что сейчас расскажу жу.
Как уже было рассказано в
посте про трубочку гидропривода спойлера, на Боинге-737 есть щитки на верхней задней поверхности крыла - спойлеры. Один из вариантов их использования - это автоматический выпуск на посадке при касании колёсами полосы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2687063/2687063_original.jpg)
Для того, чтобы это сработало, надо в полёте при подготовке к посадке перевести ручку управления спойлерами в положение подготовки к срабатыванию.
Для этого на квадранте управления в
кабине крайняя левая передняя ручка
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2685976/2685976_original.jpg)
SPD BRK приподнимается и переводится в положение ARMED.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2687432/2687432_original.jpg)
И вот в этот момент у пилотов сзади, на
панели АЗС, выбивало автомат топливного перекрывного крана левого двигателя.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2683258/2683258_original.jpg)
Этот кран - Spar valve - находится в районе переднего лонжерона крыла у пилона.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2685513/2685513_original.jpg)
Он - последний в линии подачи топлива из крыльевого бака в двигатель.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2686743/2686743_original.jpg)
Нужен он для перекрытия топлива в случае, когда оно в двигателе не нужно - при неработающем двигателе или при пожаре.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2686606/2686606_original.jpg)
Как видно, питаются эти краны от Hot Battery Bus - это шина, постоянно подключенная к
главному самолётному аккумулятору.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2685239/2685239_original.jpg)
А для варианта "всё совсем плохо" на самолёте есть ещё и дополнительные аккумуляторы, работающие только на эти краны.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2686335/2686335_original.jpg)
Чтобы была возможность закрытия кранов даже при вообще полном обесточивании всего на свете.
Итак, про эти две системы мы теперь всё знаем.
Но всё же остаётся небольшой вопрос - как связано армирование спойлеров с топливным краном? Может, мы что-то забыли? Система-то простая.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2684462/2684462_original.jpg)
В общем, дальше я вторгаюсь на неведомую землю
авиоников. И так как сам в процессе не участвовал, то буду рассказывать так, как могу.
Искать точки соприкосновения этих двух совершенно независимых систем можно было долго и нудно. Можно было прослеживать цепи этих двух систем, находить места их близкого расположения, находить их на схемах, на самолёте, осматривать и прозванивать...
И процесс даже начали. Но вроде как в процессе поиска извещённый о дефекте отдел координации ТО авиакомпании выдал нам, что такой же дефект у них как-то уже был. И проблема тогда нашлась в разъёме где-то позади пилона.
Интересно, что в числе
документации для ТО есть такой документик - WDM (Wiring Diagram Manual = Схема Электрической Проводки). И там среди прочей авионической премудрости есть схема расположения проводки, разъёмов и электрических коробок.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2688448/2688448_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2688159/2688159_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2687989/2687989_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2687684/2687684_original.jpg)
На этой схеме мы находим предполагаемый разъём.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2689015/2689015_original.jpg)
А расшифровка обозначения указывает нам, где поточнее искать нужный разъём.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2684751/2684751_original.jpg)
Например, AW0254L говорит нам, что это
W - крыло,
0254 - отсчётная плоскость,
L - левая сторона.
Находим 254-й отсчёт на левом крыле.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2689214/2689214_original.jpg)
Выпускаем закрылки для доступа к заднему лонжерону, где проходит проводка.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2682105/2682105_original.jpg)
И ровно в указанном месте находим разъём.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2682129/2682129_original.jpg)
Откручиваем его...
Ну что же, комментарии излишни.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2682549/2682549_original.jpg)
Всё сгорело к херам.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2682681/2682681_original.jpg)
Похоже, что проходящие через разъём две независимые цепи встретились в едином порыве. Что и вызывало столь странный эффект.
Ну что же - теперь надо устранять дефект.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2682929/2682929_original.jpg)
А это означает - заказать и перепиновать два разъёма о 55 контактах.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2683952/2683952_original.jpg)
Для определения партийного номера разъёма нам тоже оказывается нужен WDM.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2685101/2685101_original.jpg)
Посреди ночи компания героически шлёт нам запчасть.
А потом настало время героизма авиоников.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2685897/2685897_original.jpg)
Весь аэропорт спит, лишь они херачат посреди пустого перрона.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2684278/2684278_original.jpg)
Перепиновывают эти разъёмы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2683725/2683725_original.jpg)
Заменяют сгоревшие пины.
И в итоге новые разъёмы занимают своё место.
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2681589/2681589_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/lx_photos/11719920/2681761/2681761_original.jpg)
Самолёт стоял сутки. Но в итоге сделали. А компания, видимо, выдаст задание на разовую проверку этих разъёмов по всему флоту.
Как-то так, да.
Poll