Чувства двери

Jun 04, 2020 23:52

Давно дверьми не получали?



Тогда поехали!



Опытный читатель давно не ждёт ничего хорошего ни от самолёта целиком, ни от дверей его в частностях.
Глядя на дверь, он привычно ёжится, закрывает свои мягкие части жёсткими, и даже забывает попросить ещё пива.


Из памяти его воспоминают всякие ужасы прочитанной матчасти, и кашица курочки от мамы просится изнутри назад, в духовку.
Но нет. Помимо воли оглядывает пассажир последнее пристанище, узнавая давно забытые детали.
Вот нервно подмигнули аварийные фонарики на проёме двери.


Как будто намекая, что и они не помогут.

А вот в последнем издыхании бьётся изнутри в стекло стрелка показометра давления внутри аварийного трапа, стараясь остановить непоправимоё: "Бегите, глупцы!"



А выше в двери


красным флажком гонит прочь пин ручки армирования трапа.



И свет за окошком чёрен, кагбэ намекая...


И плафоны тоже не горят. И на негнущихся ногах тащится бедолага к своему месту, ещё не подозревая, что в конце мучений ждут его курица или рыба, пристегнуть ремни, тёплая постель и доступные женщины.

Поэтому сегодня я покажу вам про сигнализацию этих всех входных дверей Airbus-320. При этом мне придётся немного залезть в устройство и работу двери при закрытии.
Входные двери на самолётах семейства Airbus-320 принципиально очень похожи, и различаются в основном расположением своих элементов внутри конструкции. Это связано с тем, что двери бывают передние и задние, а также левые и правые - то есть, всего четыре разновидности. Аварийные двери A321 на сегодня условно не показаны.
Входная дверь открывается параллельно фюзеляжу вперёд.
Параллельность обеспечивается двумя тягами в верхней части двери, образующими с проёмом параллелограмм.



Перед открытием дверь выводится из упоров наверх, а только потом открывается наружу.


Поэтому зелёная линия на рисунке иллюстрирует, что в открытом положении упоры двери выше упоров на проёме фюзеляжа. Эти упоры по боковым сторонам двери передают нагрузку давления воздуха внутри самолёта от двери на фюзеляж.
Красными линиями показано движение роликов на двери при её закрывании. Ролики являются направляющими, и по ним после входа в пазы при закрытии двери она смещается вниз.



Внутри двери есть механизм, перемещающий её вверх-вниз.


Часть механизма нужна для перемещения штанги аварийного трапа в кронштейны на полу при армировании (подготовке к срабатыванию).

Вверху двери есть крюк и пин для её блокирования в закрытом положении.


Они тоже приводятся механизмом. Все эти сложные взаимодействия при открытии-закрытии происходят чисто механически, при оперировании всего одной ручкой двери.
Но сегодня мы не будем рассматривать это всё подробно.

На поворотных рычагах механизма двери закреплены таргеты сенсоров приближения, которые выдают сигналы в самолётную систему индикации.




В итоге положение дверей выводится на нижний системный дисплей в кабине пилотов.


Тут как раз показаны все возможные варианты индикации:
- янтарный - дверь открыта.
- зелёный - дверь закрыта.
- белая надпись "SLIDE" появляется, когда при закрытой двери трап армирован (подготовлен к срабатыванию). Тогда при открытии двери трап сразу вылетит, и надуется.

Верхний сенсор находится в проёме двери, и его немного видно через щель вверху проёма:


Сразу за кронштейном для крюка видна качалка, которую он нажимает при закрытии двери. На другой стороне качалки закреплён таргет этого сенсора.



Внутри двери есть ещё два сенсора - закрытого положения двери (он соединён последовательно с сенсором крюка на проёме),


и армированого положения штанги трапа.



Все эти дверные сенсоры одинаковые, и забавные:



Являют собой небольшой такой цилиндрик.



С пластиковой вставкой в торце.



И с разъёмом в тылу.



Видимо, что-то индукционное.



Документ подсказывает нам, что при некоторых неисправностях системы индикации можно летать.



Однако сегодня нам попёрло поменять один из сенсоров.
Новый уже ждёт в кроватке.



Для замены надо снять внутреннюю пластиковую обшивку двери.

Сначала снимаем верхний подвижный щиток, закрывающий щель сверху двери при её закрывании.



Для этого слегка отгибаем его на себя, и работаем в щели.



Потом я зачем-то снял ручку, хотя этого потом не понадобилось.



Болван, чо.



После того, как снята пластиковая облицовка, становится видна теплоизоляция.


Она прицеплена к конструкции двери на застёжках типа "липучка".
Цифрами показано расположение сенсоров сзади неё:
1 - сенсор армированого положения трапа,
2 - сенсор закрытого положения механизма двери.

Сенсор закрытого положения:


Как видно, наряду с электрической индикацией в кабину на самой двери есть ещё и чисто механическая - надписью в окошке.




Сенсор армирования трапа находится рядом с ручкой армирования.


На ручке также оборудованы надписи для механического контроля.

Работы по замене этого сенсора выполняются при закрытой двери. Потому что ручку понадобится переводить в армированное положение. А это возможно лишь при закрытой двери. И вообще - чтобы трап не сработал.

Отвернув теплоизоляцию, находим жертву.


Снимаем разъём и смотрим. Фишка чистая.

Никогда нельзя забывать фоткать процесс.


А то потом в ЖЖ не возьмут.

Расконтриваем гайку крепления сенсора, отворачиваем её, и вынимаем сенсор.



А внутри... интересно. Аж ржавчина.


Может, оно оттого и не работало.

Вставляем новый сенсор.



Контрим гайку, и защёлкиваем фишку разъёма.



Теперь надо отрегулировать зазор до таргета.



А для этого на обратной его стороне есть шток с резьбой и шлицом, контра-гайка, и контровочная шайба.



Принцип регулировки, конечно же, простой:



Находясь у задней двери самолёта и одновременно наблюдая за сигнализацией в кабине (20-25 м вперёд), надо:


(красным подчёркнуто для нашего сенсора, а зелёным - для соседнего)
1. в положении ручки ARMED крутить таргет до появления сообщения на дисплее об армировании нашего трапа,
2. отвернуть таргет до исчезновения сообщения.
3. ввернуть на 2 оборота.

Так и делаем.
После этого всё контрим к херам.
Проверяем ещё раз...


ARM

DISARM



Собираем дверь в зад.

А на погибший сенсор полюбуемся в охвисе.



Запускайте берлаг!

Poll

ТО, двери-люки, матчасть, a320

Previous post Next post
Up