Пилоты - странные люди. То им
в землю не хочется раньше пенсии, а то лень выглянуть лишний раз в окно, чтобы уклониться от свистящего прямо в лоб 747-го Боинга, 380-го Эйрбаса, или даже 1011-го по счёту Локхида. Шоб я так жил.
Ну вот. А эти гадские коньструктуры им потакают! И вкорячивают в самолёт так, что оно потом еле взлетает.
Скребя по полу.
И одно из тех излишеств называется TCAS. Система предупреждения столкновений самолётов в воздухе.
Как давно понятно, я тут не для учёбы. Поэтому всех подробностей не скажу. Ибо не знаю.
Все подробности вам расскажут в
AMM. А я просто покажу немного матчасти, и под конец традиционно немного поржём над нюансами.
Итак, TCAS. Traffic Collision Avoidance System.
Система обеспечивает обнаружение других самолётов, угрожающих своим движением помешать или столкнуться с нашим.
Работает в обозначеных зонах:
Получает от других близлетящих самолётов некоторые параметры их полёта, вычисляет степень опасности, на основании имеющихся и полученных данных принимает решение о расхождении, и выдаёт сигналы пилотам о помехах и необходимых действиях по избежанию.
Участвующие компоненты в кабине и тех. отсеке:
В кабине использованы прежде всего дисплеи. На навигационном показываются отметки положения нарушителей спокойствия с обозначениями их превышения/принижения относительно нас, и набора/снижения.
Есть ещё метки на основном пилотажном приборе (авиагоризонте), но это не интересно.
Если надо выполнять манёвр, система заранее орёт человеческим голосом - снижаться, или набирать.
Разные параметры варьируют от версии TCAS.
На
центральном пульте присутствует панель управления, совмещённая с
ответчиком.
В авионическом отсеке живёт ейный блок.
А сверху и снизу самолёта - по одной направленной антенне.
Блок TCAS находится в основном авионическом отсеке, на верхней передней полке, крайний справа.
Сзади у его провода. И кабели к антеннам.
Крепится стандартно - двумя барашками.
На передней панели есть более или менее удобная система тестирования.
Самая простая - вот такая, со светодиодами:
Нажимаешь кнопку теста, и если горит зелёное, то всё хорошо - система не нашла дефектов.
Если есть проблемы, то загорается светодиод соответствующего дефектного узла.
Бывает система посложнее - с менюшками и буквами.
С заду все блоки TCAS похожи.
Между окнами разъёмов видны три круглых гнезда, расположенных треугольником. Там под разными углами размещены пластины. Это - ключ. Чтобы неподходящий блок невозможно было вставить.
Антенные разъёмы.
На каждую антенну приходят по четыре кабеля.
Судя по описанию, антенны не простые, а имеют внутри как минимум предусилитель. Питается он по тем же антенным кабелям.
Кабели коаксиальные. Цветная маркировка позволяет техникам ещё и тут перепутать кабели с разъёмами.
Нижняя антенна находится в самых условиях - сразу сзади передней ноги.
Поэтому на неё летит всё говно из-под
колёс, да ещё и льётся вода при
сливе водяной системы.
Отлично придумано.
Поэтому, несмотря даже на сверхсовременный буртик, именно нижняя антенна чаще всего отказывает.
Иногда для временного возврата в строй можно её прогреть и просушить тёплым воздухом.
Но обычно этого хватает ненадолго, и вскоре её всё равно приходится менять.
Меняется она несложно - надо лишь открутить четыре винта, рассоединить разъёмы, и вертать всё в зад.
И вот тут есть интересный нюанс.
Эта антенна может уплотняться к поверхности фюзеляжа резиновым колечком, устанавливаемым в проточку её металлического корпуса:
В таком случае AMM предписывает герметизировать периметр антенны. Нанося герметик снаружи на щель между антенной и фюзеляжем.
Но есть способ лучше!
Примерно такая вот прокладка устанавливается подо всю поверхность антенны.
Резиновое колечко тогда не нужно.
А самое главное - НЕЛЬЗЯ наносить герметик!
Потому что он будет препятствовать вытеканию воды, попавшей под антенну.
Смотри не перепутай, Кутузов!
Poll