Игла внутри двери

Apr 09, 2016 00:52



Недавнось я задавал вам загадку про мембраны.
И теперь расскажу подробнее, как впиваются в них стальные иглы и что при этом происходит.


Как вы уже знаете, самолёты семейства Airbus-320 имеют на передних и задних дверях снизу подвешенные в контейнере надувные трапы
.

Помимо ручки открывания-закрывания двери, на ней имеется ещё жёлтая ручка армирования системы выпуска аварийного трапа


По-русски "армирование" в данном случае означает "подготовленное к срабатыванию" (или взведённое) положение/состояние, а "дизармирование" - соответственно, неподготовленное.

Однако данная ручка не только переводит штангу трапа в положение внутри кронштейнов проёма двери.
Также она поворачивает через механизм внутри двери небольшую штуку, что необходимо для облегчения открывания двери.



Вот как это всё работает.
Внутри здоровенного фигурного рычага навески двери находится уже показанный вам как-то цилиндр аварийного открывания.


Синеньким показана зона на двери, в которой находится механизм приведения его в действие.

Принцип действия цилиндра довольно простой.


Внутри его баллона (верхний цилиндр) находится азот под давлением.
Этот азот от выпуска в атмосфэру предохранён тонкой мембраной
.
При открывании армированной двери механизм накалывает мембрану, азот выпускается, и нижний цилиндр срабатывает на открытие двери.
Этот цилиндр также ограничивает скорость движения двери за счёт перетекания гидрожидкости внутри через отверстия. Это нужно для того, чтобы дверь не хлопала при сильном ветре.
Поэтому цилиндр называется Door Damper and Emergency Operation Cylinder = Цилиндр аварийного открывания и демпфирования двери.

Система накола мембраны находится в верхней части цилиндра.
Так как случайное срабатывание системы чревато неприятными последствиями (как минимум замена мембраны), то эта система тоже может быть активирована или деактивирована.
Схематически деактивированная система выглядит так:


Красным показана игла. Мембрана находится под ней в корпусе. Справа, под углом, торчит зарядный штуцер, через который заправляется азот.
Зелёное - это кронштейн, поддерживающий иглу. Он подвижный влево-вправо (нижняя часть не закрашена по пьяни). В крайнем правом положении он не даёт игле двигаться вниз.
Синее - это коромысло для привода иглы.
Коромысло может поворачиваться на жёлтом кронштейне вокруг оси сразу под ним.
Коромысло фиксируется в крайних левом и правом положениях винтом с барашком (сверху).

Взведение (активация) механизма производится перемещением коромысла до упора влево по рисунку.


При этом происходят две значимые вещи:
1. захваты коромысла входят в зацепление с проточкой иглы, и
2. конец коромысла высовывается влево за пределы жёлтого кронштейна.

Пока дверь не армирована, небольшой поворотный рычаг в её конструкции находится заподлицо с поверхностью


и в таком положении не может задействовать коромысло.

При армировании закрытой двери левый конец коромысла оказывается в зацеплении с механизмом двери через повёрнутый рычаг.


При поднятии внутренней ручки открывания двери
1. Дверь поднимается, цепляет левый конец коромысла, оно поворачивается вокруг оси,
2. Правый конец коромысла давит на иглу, она прокалывает мембрану, азот выходит из цилиндра, что толкает поршень и открывает дверь.
3. Штанга аварийного трапа при этом зацеплена в кронштейны пола, а сам трап движется с дверью наружу.
4. Натягивающееся полотнище трапа вываливает его из кожуха вниз. Натянувшийся тросик от штанги поворачивает кран на баллоне, и трап надувается.

Если же дверь не армирована, то коромысло не зацепляется дверью, и механизм накола не приводится.
Механизм двери устроен так, что открытие двери снаружи дизармирует систему. Так что снаружи в самолёт можно ломиться безопасно - дверью не шарахнет.

Вот как узел выглядит физически:


1 - барашек фиксации коромысла. Для надёжности барашек фиксируется контровкой.
2 - отверстие деактивированного положения.
3 - отверстие взведённого положения.
4 - ось поворота коромысла с кронштейном.
5 - сюда при работах на системе вставляется предохранительный пин для исключения поворота коромысла.
6 - игла с подвижным кронштейном (слева видна пружина, подвигающая кронштейн в безопасное положение).
7 - винты крепления узла иглы. Этот узел снимается для замены мембраны.
8 - зарядный штуцер.

Также на цилиндре имеется манометр, показывающий давление азота внутри цилиндра.


Он бывает либо такого типа, либо с делениями и оцифровкой.

На некоторых модификациях цилиндров есть ещё и электрический разъём.


Я так думаю, он подключает сигнализатор давления внутри цилиндра к самолётной системе.

А теперь я покажу замену цилиндра аварийного открывания двери.
В конце поста будет показ устройства узла иглы.

Итак, понаехали! :)

Общий вид цилиндра внутри рычага крепления двери:



Прежде всего надо деактивировать механизм накола.


Вставляем предохранительный пин.
Снимаем контровку, выкручиваем барашковый винт, сдвигаем коромысло на себя, и вкручиваем винт в этом положении коромысла.

Потом ослаблением гайки зарядного штуцера стравливаем азот из цилиндра.


Теперь цилиндр можно снимать.

Для доступа к креплению надо снять облицовку рычага двери.



Она снимается просто - надо выкрутить несколько винтов с обратной стороны рычага.
Два - выше цилиндра.



И один - снизу.



Кстати, тут мы наблюдаем резиновый упор для предохранения обшивки фюзеляжа возле двери.


Сама дверь в открытом положении становится на защёлку, но на всякий случай вот ещё упорчик присобачили.

Траверса крепления облицовки рычага.



Когда все винты выкручены, облицовка легко вынимается наверх и на себя.



Собственно рычаг поддержки двери, как он есть.


Отверстия - явно для облегчения конструкции.
Сверху наблюдаем кнопку открытия защёлки фиксации двери в открытом положении. Дверь при открытии сама защёлкивается, а для её закрытия надо нажать ладонью на кнопку, и потянуть дверь на себя за тот же кронштейн, где кнопка.

Посредине рычага наблюдаем прямоугольное отверстие крепления задней проушины цилиндра.



Но мы не простЫ!
Мы начинаем снятие цилиндра с его тяги.
Для этого вынимаем шплинт из отверстия болта крепления.



Выкручиваем гайку.



Вынимаем болт и выводим тягу изо всяких этих проушин.



Далее вынимаем шплинт из гайки крепления болта заднего конца цилиндра.



И выкручиваем гайку.






Болт этот фиксирует отнюдь не само ухо цилиндра, а лишь втулку кардана, на которой сидит ухо.



Так как выстучать втулку изнутри рычага не даёт меньшина зазоров, то далее поступаем хитро.
Снимаем с болта шайбы, и снова накручиваем гайку :)
Гайка без шайб уже пролазит внутрь отверстия в рычаге, но всё ещё цепляет втулку кардана :)
Тянем-потянем за головку болта, и вытянем втулку :)



Вынимаем цилиндр.

В кардане он фиксируется пружинным кольцом.



Переставляем всё на исправный цилиндр.

Собираем систему взад.



Ставим специально обученные новые шплинты.



Как видно, исправный цилиндр имеет несколько иную конструкцию.



Теперь надо, как у нас говорят, "зарядить дверь".



Прикручиваем приспособление для зарядки азотом к зарядному штуцеру.



Вызываем азотную машину, и пока ждём её, переводим коромысло в рабочее положение.


Как видно, его упоры заводятся в проточку иглы.

С помощью твистера контрим барашек.



Плавнее тянем ручку, изящнее движения!



С божьей помощью, получилось.



Тем временем, приезжает азотная машина.
Подсоединяем её шланг к свободному штуцеру зарядного приспособления.



Потихоньку открывая зарядный клапан, доводим давление до штатного - примерно 1700 psi ( = 120 атмосфер).



Если используем другой тип манометра, то заряжаем по правой границе зелёной зоны.


Заодно подключаем разъём датчика давления.
На этом работка в целом закончена.
Остаётся ещё надеть кожух рычага и вытащить предохранительный пин.

И на закусь посмотрим на узел иглы.
Если коромысло вынуть совсем из поворотного кронштейна, то игла полностью вытаскивается.



Как видно по фотке, одно из плечей её корпуса треснуто.


Собственно, это и было причиной замены цилиндра.
Хотя цилиндр вроде бы не травил, но повреждённый узел надо менять.

После вытаскивания узла иглы в корпусе цилиндра мы наблюдаем следующее:



Именно туда и кладётся алюминиевая мембрана.


Как все вы помните из предыдущего поста, справа - мембрана целая, а слева - пробитая иглой.
Давайте же посмотрим на саму иглу.

Вот как раз нам показывают под номером 1 тыльный конец иглы,


а под номером 2 - её подвижный кронштейн.
Как видно, при отсутствии коромысла пружина сзади иглы переводит кронштейн в положение, когда его выступы не дают игле проколоть мембрану.

А вот и самое интересное в этом посте - торец корпуса иглы.


Он также уплотнён резиной, а игла скрыта внутри заподлицо.

Если её нажимает коромысло, игла выходит примерно так:


Через её внутреннее отверстие и травится азот.

Хороша, чертовка!



Как-то так устроена система аварийного открывания дверей семейства Airbus-320.
(на средних дверях A321 принципиально та же херь)

Poll

Фотографии большего размера доступны в альбоме «Door Cylinder», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках

P. S.
Тем временем, Маск успешно посадил первую ступень:

image Click to view


О.уеть.

аварийное, ТО, двери-люки, матчасть, a320

Previous post Next post
Up