Спойлеры - общие сведения и замена гидропривода

Apr 27, 2014 07:02




Так как на полноценный пост о механизации духу у меня не хватает, то расскажу слегка про спойлеры.
И про замену гидропривода, ясно дело.

Для начала.
Если кто ещё не знает, то описание кабины Airbus-320 находится здесь:
http://lx-photos.livejournal.com/89619.html

Теперь по теме.

Спойлеры. Или воздушные тормоза.
Это такие щитки на верхней поверхности крыла.
Основная их задача - уничтожить подъёмную силу крыла.
Это бывает нужно для интенсивного снижения в полёте
или на полосе, сразу после касания - чтобы самолёт лучше сцеплялся колёсами с полосой и лучше тормозил.
Ну, и в нормальном полёте спойлеры слегка приподнимаются для управления по крену на одном из крыльев - на том, которое нужно опустить.



Таким образом, в зависимости от требуемого действия, часть или все из пяти спойлеров каждого крыла могут действовать как воздушные тормоза в воздухе (Speed brakes), на земле (Ground spoilers), или управлять креном (Roll spoilers).

Управляются они от сайдстика при крене самолёта или от специально обученной рукоятки на центральном пульте:


(ручка SPEED BRAKE слегка левее и выше середины кадра)
Перед посадкой сообразительные пилоты переводят ручку в положение ARMED, и после касания спойлеры сами полностью выпускаются, гася подъёмную силу и обеспечивая сцепление колёс самолёта с поверхностью для торможения колёсами.

Положение спойлеров отображается на нижнем (системном) дисплее на странице Flight Controls:


Жёлтым показывается неработающий спойлер (сейчас они все не работают из-за отсутствия давления в гидросистемах).
Работающий нормально спойлер в опущенном положении показывается зелёной чёрточкой, а поднятый - ещё и треугольником над ней.

Так, с нормальной работой слегка покончили. Теперь об интересном.
Как и с любой матчастью, со спойлером случается дефект.
В таком случае его деактивируют.
Деактивация убранного спойлера до изумления проста - достаточно отстегнуть электрический разъём, подающий сигнал на управление электрической частью гидропривода, и всё. Про выпущенный спойлер я объясню чуть позже.
Электроника самолёта сама распознаёт неработающий спойлер и для исключения неравномерного крена также отключает симметричный спойлер на втором крыле.

И вот нам как раз предложили поменять неработающий (как предполагалось) гидропривод спойлера.
Гидропривод по-английски называется Actuator; так буду называть его и я.
Для доступа к актюатору выпускаем закрылки и тащим стремянку.


, снимаем небольшую панель внизу крыла.

И вот мы видим актюатор, подготовленный к замене.


Рассмотрим подробнее, как у него и где.
Два красных флажка - это вымпелы, привязанные к временно устанавливаемым устройствам, которые должны быть сняты в нормальном состоянии самолёта.
Между ними виднеется белый пакет, в который завязан электрический разъём, подходящий к актюатору, для защиты от влаги.
Вот актюатор крупнее:


Прежде всего обратим внимание на неприметный коричневый штучка в левом нижнем углу, чуть выше серой трубки.



Это - устройство для деактивации актюатора :)
Применяется оно на земле в том случае, когда актюатор не срабатывает от электрического управления.
Это устройство, наподобие небольшого шестигранного ключа, вставляется в паз на корпусе актюатора и поворачивается.
При этом внутренние полости гидросистемы привода закольцовываются, и спойлер можно поднять или опустить вручную.
В таком положении данный девайс не вытащить. Для вынимания надо снова вернуть актюатор в положение, когда полости разобщены. Этим гарантируется то, что спойлер не отсосёт в полёте вверх под действием разрежения сверху крыла.

Так вот, нам как раз нужно было поднять спойлер для доступа к узлам крепления актюатора сверху.

Далее нам просто не обойтись без грамоты.


Буквой 1 обозначена пресс-маслёнка для шприцовки смазки в шаровый подшипник скольжения в ухе штока актюатора.
Как видим, со смазкой техники слегка переборщили :)
Справедливости ради - шприцевать смазку надо до выхода свежей в зазор, а удалить её из того узкого пространства затруднительно.
Буква 2 - это гайка болта крепления спойлера к штоку актюатора. Гайка контрится шайбой, а шайба - шплинтом.
Аналогия с Кащеевым яйцом более чем прозрачна :)
Буква 3 - это струбцина для фиксации штока актюатора в выдвинутом положении.

С верхним креплением разобрались.
Снизу актюатор крепится двумя кронштейнами к заднему лонжерону крыла:


Они обозначены знаком 1.
Знак 2 обозначает штуцер подвода гидрожидкости к актюатору. Такой же, но побольше, есть с левой стороны - туда подключается трубка слива гидрожидкости в систему ("обратка" по-сантехническому).

Каждый кронштейн крепится двумя винтами. И если к нижнему ещё доступ почти нормальный, то с верхним пришлось попотеть.
Никаким штатным инструментом подлезть в узкий зазор между актюатором и задним лонжероном не удавалось, а узкое пространство в конструкции актюатора не даёт подлезть тупо сзади.

Решение пришло неожиданно :)
Оказывается, если первым отсоединить верхний конец (шток) актюатора, и потом поднять спойлер,
то можно, опустив сам актюатор шарнирно вниз, добраться к его верхним гайкам :)
Правда, актюатор при этом упирается корпусом в гидравлическую трубку подвода давления, но, если осторожно... :)

В общем, актюатор мы поменяли...

А ОН НЕ РАБОТАЕТ !

Ну писец же полный.

Хорошо, самолёту ещё можно было летать с неисправным пару дней.
Через какое-то время прислал нам оператор ещё один актюатор на всякий случай, плюс задание по прозвонке провОдки.
И, хотя проводку уже звонили раньше, решили наши сначала с ней разобраться.

Я в этом деле участвовал в качестве твёрдого тупого предмета - отвёртки.
Открывал переднюю панель переднего багажника для доступа к проводке отсека авионики.


В итоге эти шаманы таки нашли где-то там плохой контакт и исправили его.

Самолёт летает нормально, а я теперь умею менять актюатор спойлера :)

Вот такая загогулина... :)

Poll Как постец?

Вот так всегда - хочешь показать пару фоток,
потом понимаешь, что надо что-то о них сказать,
потом понимаешь, что надо объяснить поподробнее,
и всё это растягивается на целый пост.

Страшное это дело - описание матчасти...

Всем спасибо за внимание.
Также благодарю компанию Airbus за непредоставленные картинки.

управление, ликбез, матчасть, механизация крыла, a320

Previous post Next post
Up