Режим HDR в Canon 6d - особенности реализации и применения

Oct 12, 2013 15:48





Может, конечно, об этом все уже знают, кроме меня.
И вполне возможно, что всё это отмечено в инструкции.
Но - кто в наше время читает эти талмуды в сотни страниц? :)
К тому же, как подсказывает мой опыт, в инструкциях чаще всего пишут очевиднейшие вещи. А вот про особенности и нюансы эксплуатации и режимов иногда и умалчивают.
Так что - фотолюбителю на заметку...

В общем - потестил слегка, без фанатизьма, указанный режим.

[Ликбез про HDR]
Нужна эта фишка для того, чтобы после съёмки кадров с большим диапазоном яркостей на снимке было видно и светлое, и тёмное одновременно.
Наглядный пример - глубокие тени в яркий солнечный день. В такой ситуации современным аппаратам или средствам вывода изображения не хватает диапазона для отображения полной картины яркостей.
На такой случай есть несколько способов.

1. Съёмка одного кадра в формате RAW и последующее вытягивание информации из файла.
Самое простое.
Дело в том, что современные мониторы и принтеры обычно выводят цветное изображение с глубиной цвета 24 бит - по 8 бит на каждый из трёх основных цветов (обычно это Красный, Зелёный и Синий).
Матрица фотоаппарата может фиксировать бОльшую глубину цвета - обычно 12 или 14 бит на каждый основной цвет.
При записи изображения в формате RAW аппарат записывает все эти данные с матрицы в файл.
При записи в формате JPG фотоаппарат пытается построить изображение в соответствии со своими представлениями о том, как оно должно выглядеть, и записывает результат с глубиной цвета 8 бит на каждый цветовой канал. Избыточная же (с точки зрения аппарата) цветовая информация безвозвратно теряется.
Пока сюжет не очень контрастный, изображение на выходе обычно получается вполне смотрибельным, и нас такой процесс может даже вполне устраивать.
Хуже, когда надо снять изображение с большим диапазоном яркостей.
Тогда RAW сильно удобнее. За счёт его "избыточности" появляется возможность в некоторых случаях вытянуть цвета тех участков, которые в JPG были бы недо- или пересвечены. Обычно это делается на компьютере.
Правда, бывает, что одного кадра недостаточно. Потому что диапазон яркостей, которые могут воспринять матрицы современных фотоаппаратов, гораздо меньше, чем воспринимают даже обычные глаза.
И тогда мы приходим к следующему способу.

2. Съёмка нескольких кадров с разной настройкой по яркости и их последующее совмещение.
Снимаем, например, два кадра - один с короткой выдержкой (для очень светлых мест кадра), а второй - с длинной выдержкой (для проработки тёмных мест). Потом их совмещаем врукопашную или программой.
В принципе, такой способ даёт наилучшие результаты. Особенно если снимать всё в RAW.
Однако он имеет некие особенности.


Режим HDR реализован в аппарате Canon 6d со следующими особенностями:

1. Фотоаппарат делает три последовательных кадра в формате JPG - похоже, что один с нормальными (по его мнению) настройками экспозиции, один с недоэкспозицией, и один переэкспонированный.
Потом из этих трёх кадров можно сшить снимок с расширенным диапазоном яркостей (HDR).
Совмещать кадры можно как в штатной Canon-овской программе Digital Photo Professional (DPP), так и доверить это аппарату в процессе съёмки.
Наверное, DPP может работать и с RAW, но сам аппарат снимает HDR только в JPG.
Я пользовался автоматическим совмещением в фотоаппарате.
Вот небольшие результаты (снимки загружаются в большем размере, если по ним кликнуть):

Это кадр, снятый в RAW и конвертированный в JPG с настройками по умолчанию:


В принципе, ничо так. Темновасто только местами.

Вот тут я попробовал вытянуть из этого кадра в RAW тёмные и светлые места на компьютере в DPP в соответствии со своими представлениями:


Вытягивать получается в основном из тени. Пересветы очень плохо поддаются штатным средствам.

А вот тот же самый вид, снятый в режиме HDR:



В настройках аппарата можно выбирать диапазон экспозиций, с которыми делаются добавочные кадры, от +-1 Ev до +-3 Ev.
Я доверил этот выбор самому аппарату (Auto).

Что мы видим?
Тёмные места проработаны примерно так же, а светлые чуть получше - на облачках проявились детали.
Некоторая польза, видимо, всё же есть.

Посмотрим гистограммы:
RAW обработан по умолчанию (так выглядела бы съёмка одним кадром в JPG):


Много тёмного, есть пересвет.

Тянуто из того же RAW на компе:


Тёмное слегка посветлело, пересвет остался.

И AutoHDR:


Диапазон яркостей сужен, пересветов нет.
Вместе с тем надо отметить, что часть возможного диапазона большой яркости не используется вообще.
То есть, наверное, можно было бы слегка добавить яркости.

Берёзка вот тоже пробегала мимо:



Если снимать в таком режиме сюжет с небольшим перепадом яркостей, получается довольно блёкло:



В таком случае полезно слегка доработать изображение напильником:


Фиг его знает, конечно, но вроде повеселее.

Вообще, похоже, что сюжеты без выраженного большого перепада яркостей снимать смысла нет. Аппарат не вштыривает, что HDR не нужен, и он пытается всё равно его создать.

И тут мы переходим к следующей особенности реализации режима в 6d.
Хочется как бы быстро переключиться между обычной съёмкой в RAW и HDR-JPG.
Но

2. Аппарат не даёт записать этот режим в память.
Глупейшая ситуация - 21 век на дворе; процессор аппарата мощнее, чем ЭВМ первых поколений, занимавшие машинные залы; а записать режим и вызвать из памяти - невозможно!
То есть, для съёмки HDR надо последовательно:
- переключиться из RAW в JPG, и
- включить режим HDR (если его настройки уже заданы).
Даже при выносе HDR в пользовательское меню переключение занимает довольно много времени и неудобно: например, формат файла RAW или JPG влияет глобально - сразу на все творческие режимы.
Усугубляется всё тем, что 6d имеет-таки две позиции для пользовательских режимов на диске выбора программ съёмки.
Туда можно записать любые текущие настройки.
Кроме режима HDR.
Подозреваю заговор маркетолухов. Чтобы 6d не так близко подбирался по функциональности к 5D Mark 3.

Впрочем, один способ всё же есть :)
Обнаружено, что HDR есть в сюжетных программах.
То есть, если настроить на положение колёсика режимов "SCN" сюжетную программу HDR, то можно снимать основное время в творческих режимах (Tv, Av, M), а при необходимости переключиться колесом на SCN, и там как раз будет предустановленный ранее HDR.
Ограничение при этом следующее:
похоже, что сюжетная программа выбирает бОльшую часть параметров съёмки автоматом, и вмешиваться не даёт.
То есть, получается некий аналог "зелёного квадрата". Коррекции экспозиции, диафрагмы и выдержки недоступны.

3. Из-за последовательной съёмки трёх кадров такой режим возможен в основном для неподвижных объектов.
Что-то движущееся будет представлено забавными артефактами:


В целом, на пейзажик сгодится.
Но, опять же, из-за этой особенности съёмки возможна некоторая потеря резкости при совмещении фоток.
Так что: для дома и Web - ага; для огромных плакатов - лучше не надо.

В общем, по итогам тестов отмечаю очевидное - режим автоHDR имеет право на использование.
Например, с какими-нибудь закатами контровыми.


(правда, этот пример не очень характерен)

Им удобно пользоваться, если совсем уж лениво и не хочется морочиться с HDR на компе. А освещение сюжета достаточно простое и не вызовет проблем с АвтоББ.
И всё же иногда хорошо бы слегка подкорректировать результат.

А ещё на закусь у нас пойдёт вопрос номер последний.

4. Так что же лучше - внутрикамерный встроенный автоматический HDR или брекетинг по экспозиции в три RAW с последующим сведением в один HDR средствами DPP HDR Tool?
Проверим.
Полностью автоматический режим HDR в камере называется "HDR Контрового света".
Прошлые примеры были не столь резко контровы, а следующие я специально снял с солнцем в харю. Чтобы проверить, как названный режим проявит себя в сравнении с комповой программой.

Это - результат полностью автоматического внутрикамерного HDR:



А такой результат мне удалось получить из трёх RAW с брекетингом по экспозиции +-2 Ev с последующей сборкой в HDR Tool в DPP:


Солнце жарит прямо в кадр, и получить такой результат из одного RAW было бы очень трудно.
Отдельно отмечу проработку неба.
На этом снимке она настолько хороша, что я даже сомневаюсь - не покрутил ли я полярик между показанными кадрами?

И последний пример.
Внутрикамерный HDR-JPG:



Тот же JPG после небольшой коррекции в XnView:


Вроде ничего так, бодрячком.

А это - результат 3 RAW с брекетингом +-1,33 и последующей сборкой в DPP HDR Tool:


Тут, как я ни крутил настройки, небо вытянуть не удалось.
Видимо, из-за того, что в камерном АвтоHDR диапазон брекетинга может доходить до +-3 Ev, небо авторежиму удалось проработать лучше, чем в моём ручном +-1,33.

По итогам вышеприведённых сравнений опять же подтверждается очевидное - лучше нащёлкать RAW-ов, а потом на компе их свести.
Правда, щёлкать тоже надо с некоторым соображением - сносная фотка у меня получилась при вилке +-2 Ev.
В общем, результат можно получить такой же, как в автомате, или лучше; но зато есть возможность подбирать параметры преобразования. После автомата же - элементарный ББ, и тот не скорректировать.

Особенно интересной является возможность в творческих режимах одновременно ввести коррекцию экспозиции и брекетинг :)


(верхняя и нижняя настройки могут меняться независимо, например, +1 и +-2:)
Это даёт возможность очень точно настроить попадание в нужный диапазон яркостей.
И - важное для меня - всю комбинацию параметров для такой съёмки (RAW, AEB) можно полностью записать как пользовательский режим C1 или C2. И оперативно выбирать простым поворотом колёсика режимов.

P. S.
Получилось сделать именно так - выставить на C2 нужные параметры съёмки и снимать по три кадра в RAW с последующей сборкой HDR на компе. Результат много лучше, и можно регулировать всякие параметры сборки.
Надо выставить съёмку в RAW, эксповилку по желанию (хорошо подходит +-2Ev), и серию.
Тогда аппарат снимает только три кадра, но быстро и подряд.

Спасибо за внимание.

Poll Нам важен каждый голос

24-105, фототехника, 6d, hdr, тест

Previous post Next post
Up