В отличие от
человека-дворника, сегодня мы посмотрим на механизм-дворника.
Стеклоочиститель.
Нужен для механического удаления со стекла всяких осадков.
Хотя на большой скорости полёта капли на стекле практически не задерживаются, на небольших скоростях дела обстоят несколько хуже - например, при рулении по земле вода не успевает нормально скатываться, и её приходится стимулировать механически.
Система очень простая и напоминает автомобильную.
Поводок с щёткой приводится электрически.
Электродвигатель вместе с редуктором (как единый агрегат) крепится изнутри пилотской кабины, за козырьком передней приборной доски (под лобовым стеклом). Редуктор преобразует постоянное вращение электродвигателя в переменное туда-сюда на выходном валу.
Таких приводов два - по одному на капитана и второго пилота.
Управление тоже раздельное - у каждого человека есть свой переключатель для своего стеклоочистителя.
Находятся переключатели на потолочной панели, недалеко от верхнего края лобового стекла.
Есть три режима работы - один с паузой (Int), и два непрерывных (большая и малая скорость).
В положении Park щётка останавливается у нижнего края стекла.
Крепление поводка:
Слева - торцевым винтом крепится поводок к валу.
Правее - регулируемый прижим.
С помощью гайки можно регулировать затяжку пружины, прижимающей щётку к стеклу.
Усилие должно быть примерно 2 или 3 кг в точке присоединения щётки к поводку (зависит от модифицикации).
Крепление щётки к поводку
позволяет регулировать угол между ними.
Профиль резинки:
Есть у меня смутное ощущение, что резинку можно менять отдельно.
Но документально подтвердить не могу.
Ну, и по просьбам телезрителей поговорим о прекрасном.
На A320 система принципиально ничем не отличается, только всё сделано традиционно изящнее:
Как видно, тут щётки не так выпирают в поток.
Это потому что они паркуются в специально обученный вырез за верхней панелью обшивки носа.
Ну, и в целом культурнее сделано.
Правда, надо заметить, что Боинг тоже прогрессировал.
Вот, например, 757:
Интересно сравнить с Ту-204:
Когда-то давно стекло ещё можно было побрызгать водоотталкивающей жидкостью через стеклоомыватель.
Но потом эту систему деактивировали на многих самолётах. Ходят слухи, что из-за вредности жидкости.
Собственно, это всё на сегодня.
Учите матчасть.
Poll Ваша оценка сложившейся ситуации? В оформлении поста использован рисунок, любезно не предоставленный фирмой Боинг.