Аварийное освещение Boeing-737

Jan 09, 2013 10:10

Когда в самолёте вдруг темно и страшно, мы сегодня говорим про аварийное освещение.




Как уже интуитивно понятно из названия, аварийное освещение нужно тогда, когда основное освещение потолочными и надоконными лампами внезапно кончилось, а всему салону срочно надо коллективно что-то увидеть. Также оно подсвечивает пути эвакуации снаружи самолёта.
Потребная ситуация может случиться при отключении электропитания - как из-за аварии самолёта, когда генераторы переменного тока на двигателях и ВСУ не работают; так и, например, при банально неработающей ВСУ и несвоевременном подключении источника наземного электропитания на стоянке.

Как видно из фото, по всему салону расположены небольшие светильники аварийного освещения.
Они присутствуют на багажных полках (в верхней части):


Там же видны световые табло "Выход" над аварийными выходами на крыло.

Также под потолком салона прикреплены световые табло в районе аварийных выходов на крыло (левый верхний угол):


Небольшие табло со стрелочками ютятся в нижней части проёмов аварийных и обычных выходов из самолёта:


Табло также имеются надо всеми входными и сервисными дверями самолёта:


Лампы аварийного освещения находятся и снаружи самолёта для подсвета в тёмное время суток возможного пути эвакуации при аварийной ситуации.
По плафончику слева внизу от аварийного выхода на крыло:


Возле обычных дверей (круглый плафон справа от двери):


Всё описанное освещение питается от небольших аккумуляторов, прячущихся в нескольких укромных местах на протяжении салона самолёта.
Управление включением аварийного освещения возможно с панели для бортпроводников на задней кухне:


(левая кнопка под колпачком)
Отсюда обычно бортпроводники включают аварийное при проверке перед вылетом.

Также аварийное может включить лётный экипаж из кабины переключателем на потолочной панели.


В положении ON аварийное принудительно включено.
В положении OFF - выключено.
В положении ARMED при пропадании переменного напряжения освещение включается автоматически. Именно в этом положении находится переключатель почти всегда, когда на борту есть экипаж.
Аккумуляторы источников питания аварийного освещения заряжаются от бортовой сети переменного тока при положении выключателя OFF или ARMED.

Посмотрим же, как выглядит предмет дискуссии при включении на тёмном самолёте.

Табло над входными и сервисными дверями светятся сами и подсвечивают проём:


(чисто для справки - в верхней части фото слева сосок индивидуальной вентиляции бортпроводников, справа - лампа рабочего освещения)

Нижний плафончик возле двери:


Аварийные выходы на крыло и потолочный плафон в центре салуна:


Нижний плафончик возле аварийного выхода на крыло:


Выходы на крыло снаружи:


Лампы сзади люков освещают верхнюю поверхность крыла с нескользящим покрытием и нанесёнными на нём стрелками, указывающими путь эвакуации.
Нижняя часть фюзеляжа снаружи также имеет несколько плафонов аварийного освещения для подсветки зон прыга с крыла.

Ещё немного по салону.
Если вы будет проползать по центральному проходу между креслами, то обязательно обратите внимание на две пластиковые полоски, проходящие параллельно вдоль салона спереди назад.


Это - аварийная световая дорожка на или вблизи пола.

Дело в том, что при задымлении салона дым находится преимущественно сверху, а умные люди - преимущественно снизу. И вот чтобы они могли видеть, куда лучше свалить из этого бардака, и нужны дорожка и плафоны в нижней части проёмов.

Дорожка бывает разных видов исполнения - лампочками на бортах кресел, светящаяся лампами или светодиодными лентами на полу, или как тут - фотолюминесцентная (светонакопительная).


Данный конкретный вариант лично мне не очень нравится - довольно тёмный. Бывают и получше и позаметнее.
Но зато в части обслуживания хлопот почти не доставляет.
Дорожка "заряжается светом" от работающего внутреннего освещения салона, а в темноте становится видна за счёт своего светоизлучения:


Тут я для верности правую часть ещё интенсивно возбудил фонариком.

Также фотолюминесцирующие наклейки могут быть в различных других местах: опять же на бортах кресел или, как тут, на верхней перегородке шторки бизнес-класса:


Ещё внутри или возле сидений бортпроводников и экипажа есть фонарики.


Они закреплены в специальных держателях, по вынимании из которого фонарик сам загорается. Наружного выключателя нет.
Для проверки заряда батареи на корпусе есть красный светодиод (точка в левой части фонаря возле чёрной полоски). По частоте мигания светодиода определяется заряд. Мигать должно не реже раза в 10 секунд.

Ну, и в конце расскажу про рутину.
Бортпроводница записала замечание, что в плафоне аварийного выхода на крыло не горит одна лампочка.


Есть entry - есть action.
Применяем к плафону маленький хитрый дюймовый шестигранник и снимаем светофильтр.


Под ним находим пять маленьких лампочек.


Лампы с колбами примерно двух миллиметров в диаметре просто вставляются усиками в гнёзда.


Меняем сгоревшую и собираем механизм в обратном порядке.

Отписываем устранение дефекта в журнале, ставим часик трудоёмкости, выписываем лампу на складе, прикладываем копию сертификата на неё к листочку из бортжурнала с записью о работе, скрепляем всё вместе.
"Это наши деньги", как говорил нам один немец :)

Теперь, пожалуй, и всё.
Лишь напоследок я скажу...
Под этой крышечкой на люке аварийного выхода на крыло нет ничего интересного.


Честно-честно.
Там всего лишь тканевый ремешок для утягивания люка вниз при закрытии.
И всё.
Технический персонал only.

Пожалуй, теперь на сегодня точно всё.
Учите матчасть, ага.

Poll И?

P. S. Также эта запись запощена в мой журнал на DreamWidth.org, где её можно найти по адресу http://lx-photos.dreamwidth.org/140585.html .

аварийное, b737ng, ТО, матчасть, 24-105, самолёты, свет, 30d, b737

Previous post Next post
Up