про ролевые игры и психологию

Dec 26, 2018 01:52

Пробивает на ночную аналитику того, что я знала и успела забыть о ролевых играх.

Был (у меня) такой период, когда я слышала от ролевиков о психологах, и звучало это магически. Вот будет игра, которая такая серьезная, что на ней будет психолог. Или вон ребятам, которые на автобус со Сталиным скидывались, психологи сказали, что ролевые игры - это не для взрослых дураков, а очень полезно, потому что проживание различных ролей расширяет диапазон возможностей в реальной жизни (не помню их формулировку, но уверена в том, что речь шла об этом).

Тогда информации не хватило, сейчас даже не буду пробовать гуглить, как всё было на самом деле, но магия развеялась.

Вот была игра, Дюльбер, серьезная, с психологом. И я видела, как некоторым игрокам после игры было ужасно плохо. Долго. И я помню (вроде), что участие психолога заключалось в том, что в конце все в кругу поперебрасывались мячом, называя имена. Упражнение из психологического арсенала, бесспорно; правда, оно обычно на знакомство в группе, а было-то оно в самом конце. Хорошо; может быть, это был дебрифинг, типа вспомнить, кто есть кто, "я не моя роль, я такой-то"? Ну, мне кажется это слабоватым после нескольких дней вживания, современные (и на тот момент современные) стандарты все-таки подразумевают более персональную работу в такой ситуации. А ещё современные стандарты психологических экспериментов подразумевают, что их участники подписывают заявление, что они готовы к тому, что могут узнать о себе то, чего узнавать не хотели бы (конечно, если эксперимент подобное предполагает). Было ли на Дюльбере что-то подобное? Не помню. В смысле, точно не подписывали, был ли описан такой риск - не помню. А последствия для тех, у кого я их видела, были именно про это, про узнавание о себе того, чего не хотелось бы. Хотя, конечно, конечно, это же ролевая игра, а не эксперимент (но это неправда, отмазка не считается). Мне игра, кстати, понравилась, очень тепло вспоминаю.


Психологи сказали, что ролевые игры полезные... Интересно, кто. Ну, правда, ничего личного, интересно же. И интересно, что именно сказали. Потому что сюжетно-ролевая игра, например, позволяет вообще социализироваться (научиться договариваться с людьми, принимать и соблюдать правила), улучшить владение языком, освоить кучу навыков - но это задачи дошкольного возраста. Хотя, безусловно, если они не были освоены своевременно, полезно догнать данный вопрос в любом возрасте; впрочем, речь не идёт о том, что сюжетно-ролевая игра позволяет освоить что-то в совершенстве, она позволяет освоить в достаточной мере. Усвоение правил - это, например, "теперь ты водишь", "теперь моя очередь", "у твоего динозавра нет крыльев, он не может напасть на моего дракона". Это всё-таки не про идеальное взаимодействие с любым индивидуумом.
Но игровая форма действительно полезна в освоении навыков взрослыми, только любой (нормальный?) психолог в курсе, что не всё так просто. Очень легко в игровой форме освоить навык, который не будет перенесён в реальную жизнь, поэтому при организации игровой формы обучения важно проводить связки между инсценировкой и бытом. Это важная проблема, за которой надо следить; конечно, если у участника ролевых игр живого действия есть мотивация и саморефлексия, я верю, что набрать с них он может много. Но не просто по факту участия. И такой не только на ролевых играх наберёт.

И в конечном счёте остаётся магическим, почему это в какой-то момент около игр вообще звучало - я не в курсе, честно, звучит ли сейчас. Потому что хобби вообще - это круто, и я надеюсь, что любители вышивать крестиком не зовут психологов высказывать мнение и гарантировать (?) своим присутствием безопасность происходящего. Хотя, может, стоило бы, особенно если это будет оплачиваемая работа (больше работы богу работы!) :)
Previous post Next post
Up