Дональд Трамп официально ещё не стал президентом США, но уже сегодня мы видим, что его победа на выборах влияет на изменение ближневосточной политики Соединённых штатов. Что это означает для России? Можем ли мы сказать, что Америка упустила свой шанс и теперь «второй шанс» есть у нашей страны?
В 2007 году известный американский интеллектуал и «большой друг России» Збигнев Бжезинский написал книгу «Второй шанс». Книга была написана накануне того как Барак Обама в первый раз занял президентское кресло и существует мнение, что в ней Бжезинский обращается именно к будущему президенту.
Далее последовали 8 лет президентства Обамы и все те события на Ближнем востоке, которые были вызваны включением в работу «тяжелых сил демократии»: ставка на радикальный ислам, арабские вёсны, возникновение ИГИЛ, война в Сирии. И тем не менее, несмотря на все усилия американцев, их цели достигнуты не были, во многом, конечно же, благодаря вмешательству России.
А сегодня в белый дом приходит совершенно новая команда с совершенно другим взглядом на политику в регионе.
Дональд Трамп не одиночка. Это человек, прочно вписанный в определённые круги финансовой элиты. Когда 9 ноября в передачах на российском телевидении активно обсуждались итоги американских выборов, то в эфире «Первого канала» Сергей Ервандович Кургинян сделал одно интересное замечание, что главный праздник сейчас не в Москве, а в Израиле у Биби Нетаньяху, потому что за Трампом стоят консервативные израильские силы. Именно эти силы помогли ему в своё время справиться с экономическим кризисом, и он им очень обязан.
В подтверждение слов Кургиняна можно привести
высказывание старшего консультанта из команды Трампа Джеймса Вулси, который 21 ноября сказал следующее: «Мы возвращаеся в старые добрые времена, когда США и Израиль очень тесно сотрудничали и доверяли друг другу».
Далее мы слышим голос из Израиля о том, что неплохо бы дружбу доказать делами и разорвать ядерную сделку с Ираном. 4 декабря
Нетаньяху заявил, что намерен встретиться с Трампом и обсудить этот вопрос: «Израиль привержен идее того, чтобы не допустить получения Ираном ядерного оружия».
Понятно, что Иран, в свою очередь, не очень обрадуется такому положению дел, и это будет способствовать сближению с Россией. Уже сейчас в кругах американского истеблишмента растёт уровень обеспокоенности ростом влияния Росси в регионе и даже появился новый термин "Pax-Russiana" (по аналогии с "Pax Romana" - Римский мир).
В качестве примера можно привести
статью американо-арабского мозгового треста Orient Advisory Group «Путинский ближневосточный "Pax-Russiana": Москва и Тегеран развёртывают свои военно-морские силы, окружая регион».
И вот к какому выводу они в ней приходят:
«Этот "Pax-Russiana" окажет московской региональной энергетической стратегии громадную поддержку. А что касается США, следующая вашингтонская администрация обнаружит себя в оборонительных траншеях, в лучшем случае, согласившись с ролью второго номера. Другими словами в результате недавнего восстановления отношений между Путиным и Эрдоганом, расширением присутствия иранских морских сил в Заливе и Арабском море, прогрессом наземных сил Асада в Сирии и улучшением российских позиций в регионе; мы можем увидеть совершенно новую страницу в большой игре за Ближний Восток».
Всё это действительно звучит как второй шанс для России на возвращение на большую сцену глобальной мировой политики в качестве ключевого игрока. Главное сохранять холодный разум и грамотно воспользоваться всеми преимуществами, которые предоставляет момент.