Сижу слушаю метроном. Вообще, я под него занимаюсь, но раз пишу этот текст - значит слушаю. Сегодня истории не будет, будет поток мыслей о музыке и практике.
Для чего люди слушают музыку? Ответов масса - "красиво", "голос нравится", "потанцевать" и т.д. А мой ответ такой - хорошо исполненная музыка структурирует мышление и разрывает обычные мыслительные круги. Обычно мысли скачут хаотично, тут ты включил трек - и успокоился. Или обрадовался. Или загрустил. Или еще что нибудь, в зависимости от вложенной в трек эмоции. Так ведь? Потому что твой внутренний хаос лег на внешнюю сетку. Первая доля, вторая доля, третья доля, четвертая доля (синкопа, сбивка), и снова первая доля. Мысль начинает быть ритмичной.
Цепляют те музыканты, которые исполняют в груве. Грув - это не обязательно четкое попадание в первую, вторую и т.д. доли. Это - периодичность в попадании в одни и те же узлы сетки. Желательно - очень близко к долям, но главное - это не терять ощущение танца. Парадоксально, но музыка, отквантированная (выровненная) строго по сетке вдруг перестает цеплять, из нее уходит жизнь. Жизнь она всегда чуть-чуть неправильна. Говорят, что тело человека от рождения несимметрично, а умершие симметричны почти все. Хорошая иллюстрация.
Второй важный элемент музыки - это умение вкладывать в каждую извлеченную ноту всего себя, весь максимум своего жизненного опыта на данный момент. Не больше (это будет выебон, что воспринимается неприятно), и не меньше (это - прибеднение, и тоже неприятно). Применительно к написанию песен это означает, что они должны быть предельно честными. Применительно к исполнению - надо петь и играть осознанно. И спокойно, опираясь на свою собственную силу и опыт.
Так вот, возвращаясь к метроному. Это прекрасная тренировка осознанности. Только заниматься надо, не "садясь" на доли (как это обычно и делают), а играя в противоречие с ними. Чтобы звук метронома становился слабой долей, или 3/16 к основному рисунку. Благодаря этому достигается сразу 2 цели - ритмичность и осознанное звукоизвлечение. Попробуй не осознавать - собьешься сразу. А в противодействии возрастает сила.
Собственно, музыка очень похожа на буддистскую практику. Ты структурируешь мышление при помощи дыхания или мантр, стараешься делать практику без отвлечений. Со временем возникает уверенность в собственных безграничных возможностях, в том, что ты независим от внешних воздействий. И наконец, покоясь в собственном центре, ты несешь это знание (на сознательном и на бессознательном уровне) дальше.
В общем, будучи музыкантом, я не мог стать никем другим, как буддистом.
http://vkontakte.ru/note957710_11643622