Aug 26, 2019 13:33
В своем фундаментальном труде Россия и Европа Данилевский убедительно доказал еще 150 лет назад: Запад никогда не откажется от экспансии на восток, что осуществляется сегодня в форме продвижения чуждых славянам ценностей и политики двойных стандартов. Проникнись наше общество идеями панславизма, и никогда Западу не удалось бы навязать свою волю народам восточной Европы и России. России уже не навяжут. Россия проснулась и осознала себя лидером не только Славянского мира, но и всей Евразии. И это важно, что у Славян на востоке появляются союзники в лице Китая и других азиатских стран в противостоянии с глобализацией по западно европейски и американски.
Все это заставляет перестраиваться прагматичную Европу. Вот уже и Макрон говорит о Европе от Лиссабона до Владивостока, повторяя идею Путина, высказанную более 10 лет назад. Но что это будет значить на практике? Это может быть равноправный союз России, Китая и Европы, а может быть и очередная экспансия Европы на восток. События 20 века показали правоту вывода Данилевского. Экспансия шла и идет до сих пор. Меняются только формы.
Но значит ли это, что от сотрудничества с Европой следует отказаться, и мы обречены на вечную конфронтацию. Конечно, не значит. Во первых, как известно, худой мир лучше доброй ссоры. А во вторых мир совсем не обязательно будет худым. Но оказавшись зажатой между Китаем и Европой, России необходим прочный стержень, чтобы предотвратить китайскую экспансию на восток, а европейскую на запад. Россия не настолько сильна экономически чтобы стать локомотивом этого объединения, хотя сильнее и Европы и Китая в военном плане. Поэтому в Европе от Лиссабона до Владивостока нужен мощный экономический, и что еще важнее духовный центр в виде Славянского союза. Сегодня это становится актуально как никогда.
Истоки и потребность в общеславянской консолидации лежат не только в нерешенности социальных и политических проблем, в незавершенности экономической модернизации России, Чехии, Польши, Болгарии, Сербии и др.
У славян много общего в истории XX в.: борьба с фашизмом во время второй мировой войны, включая деятельность Всеславянского комитета, который был создан в 1941 г. в Москве. Это и существование «социалистического лагеря» с экономической интеграцией в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и военно-политической - в рамках Организации Варшавского договора. В рамках этих структур был наработан большой позитивный опыт, который в начале девяностых был отброшен, а ныне становится все более востребованным. И это осуществляется на практике через деятельность различных общественных структур. В частности через деятельность Международного Славянского Совета, восстановленного в 1998 года в Праге в 150 летнюю годовщину первого славянского Съезда. А поднимающаяся с колен Россия, с одной стороны дает славянам второй шанс, а с другой сама как никогда нуждается в поддержке объединенных славян. Ибо такую задачу, как строительство Европы от Лиссабона до Владивостока Россия никогда перед собой прежде не ставила. И в одиночку такую задачу решить практически невозможно. Даже такой стране, как Россия.
Принимая делегацию славянских стран в конце 2018 года, Сергей Лавров обратил внимание на важность народной дипломатии, которую осуществляют славянские общественные организации в условиях, когда официальная дипломатия не работает. Тем более, что эта народная дипломатия постепенно закладывает основы государственной политики славянских стран, которые в условиях строительства Европы от Лиссабона до Владивостока становятся центром нового объединения. Как в плане географическом, так и в плане нравственном. Европа не справилась с ролью морального лидера. Так называемые европейские либеральные ценности оказались не состоятельными и не пригодными для объединения даже самой Европы. Об этом прямо сказал Российский президент, вызвав эти истерику либералов.
Когда Европа предложила миру так называемые общечеловеческие ценности - по началу это выглядело привлекательно. Затем начали вылезать различные уродства типа однополых браков. И стали призывать проявлять к этому терпимость, при отсутствии веротерпимости. А когда возникла проблема беженцев - Европа продемонстрировала всему миру, что сама Европа не живет и не хочет жить в соответствии с предлагаемыми ими же ценностями. Европа демонстративно перед всем миром от европейских ценностей отказалась. И тут же стали возникать границы. Встал открыто вопрос о выходе из ЕС отдельных государств. Процесс разрушения Европы начался именно из-за отказа самих европейцев следовать европейским ценностям.
Все. Европа более не духовный лидер.
На роль духовного лидера долгое время претендовали США, насаждая везде так называемые демократические ценности. Однако, методы, которыми они насаждались, были далеки от демократии. Что породило ряд проблем. И теперь США тоже более не духовный лидер. Экономический да, пока. Хотя уже нет. Проблемы не следования декларируемым ценностям и тут подрывают экономические устои. А развязанные Трампом торговые войны ни что иное как отчаянная попытка сохранить американское лидерство.
И в результате сегодня роль мирового духовного лидера возвращается к славянскому миру и традиционным для славян ценностям. Проверенным тысячелетним опытом. Только у славян есть опыт объединения народов с разным вероисповеданием. От католиков до мусульман. Принцип не ходить со своим уставом в чужой монастырь оказался единственно действенным. Основанным на уважении традиций и ценностей, каждого народа, входящего в объединение. И проверенным более чем полувековым опытом России. А также опытом СЭВ. И только так можно построить Европу от Лиссабона до Владивостока. Ибо люди на западе и востоке слишком разные.
Александр Лузан