80 лет начала второй мировой войны

Mar 14, 2019 21:03

Трагедия Чехословакии и Подкарпатской Руси

Из отчета посла Франции в Германии направленного министру иностранных дел Франции 16 марта 1939.

«Уже в начале февраля посольство отмечало многочисленные* признаки, указывавшие на намерения рейха в отношении Чехословакии. Они не оставляли сомнений в том, что нацистские руководители выжидали лишь удобного случая, чтобы завершить дело, начатое в Мюнхене, и добить смертельно раненное государство, и без того задыхавшееся в неразрешимых внутренних противоречиях.
Вместе с тем представляется, что решение было принято только 8 и 9 марта, т. е. после отъезда г-на Геринга в Италию, откуда он был срочно вызван. Первые передвижения войск были отмечены только днем 11 и 12 марта. Начиная с 14 [марта] вокруг Моравии и Богемии стягиваются около 200 тыс. человек. Концентрация войск осуществляется без какого бы то ни было нарушения нормальной жизни страны. И вновь решающая роль отводится бомбардировочной авиации. Она явилась самым безоговорочным аргументом, перед которым склонились чешские министры, стремившиеся уберечь гражданское население страны от ужасов смертоносных воздушных бомбардировок.
В другом письме я излагаю возможные последствия для Европы новых кардинальных изменений, которые только что претерпела европейская карта под нажимом национал-социалистской Германии.
*****
Чтобы обеспечить видимость законности 14 марта Г-н Гаха, президент Чехословацкой Республики, и г-н Хвалковский, министр иностранных дел, вызван в Берлин, где их принимает фюрер в присутствии г-на Риббентропа и г-на Геринга. Не стесняясь в выражениях, фюрер указывает, что речь не идет о переговорах. Чешских государственных деятелей пригласили для того, чтобы ознакомиться с решениями, принятыми Берлином, и подчиниться им. Любая попытка к сопротивлению будет подавлена. Всякое стремление противостоять маршу германских войск будет сломлено вводом в действие бомбардировочной авиации. Рейх уже принял решение об аннексии Богемии и Моравии. Завтра 15 марта в 10 часов утра Прага будет оккупирована. Гаха, глубокий старик, находящийся в состоянии большой физической депрессии, падает и теряет сознание. Личные врачи г-на Геринга приводят его в чувство уколами. После этого старик подписывает документ, согласно которому чешское правительство, «преисполненное доверия», вручает судьбы Богемии и Моравии в руки фюрера.»
*****
О планах Гитлера союзники Германии хорошо были осведомлены. Действия начались практически синхронно. Прогерманское марионеточное правительство Подкарпатской Руси сразу начинает действовать. Волошин подписал указ разоружить чехословацкую жандармерию. И в 3 часа ночи 14 марта сичевики Волошина атаковали жандармерию. В ответ чехословацкие войска атаковали гостиницу в Хусте, где располагались сичевики. Бой продолжался до утра. В результате погибло около сотни сичевиков и около 20 чехословацких военных.


В эту же ночь в 5 утра венгерские войска перешли границу Подкарпаской Руси. На границе их встретили пограничные войска Чехословакии. О том, что Подкарпатскую Русь Гитлер решил отдать в качестве бонуса венграм, Волошин естественно не знал. Противостояние в Хусте прекратилось. Волошин заключил с Чехословацкими войсками перемирие. Националисты высказывают несколько версий этих событий. В числе них и восстание сичевиков против Волошина и провокация Чехов или поляков. Но как же быть с подписанным Волошиным приказом. Этот удар в спину чехам явно был согласован с Гитлером. Вот только венгров не учли. В этой ситуации 14 марта ближе к вечеру Волошин созвал сойм, на котором провозгласил независимость Подкарпатской Руси. И назвал государство Подкарпатской Украиной. Тут же Волошина избрали президентом и избрали состав правительства. Волошин принял Присягу почему-то на двух языках украинском и румынском (сохранилась кинохроника этого события) и отправил телеграмму Гитлеру. Но не получив поддержки от фюрера правительство в полном составе вместе с Волошиным сбежало в Румынию 16 марта (вероятно потому и присяга на румынском была).


А Подкарпатская Русь сражалась. Началась запись добровольцев. Русины хорошо помнили ужасы Талергофа и назад не хотели. Хорошо знали, что их там ждет. Первыми на защиту Хуста вышли слушатели духовной семинарии. Местные в Хусте мне рассказывали, что тогда в добровольцы записалось несколько тысяч карпаторосов. И были кровопролитные бои. Бои под Хустом проходили на Красном поле, которое несколько раз переходило из рук в руки. В начале карпаторосы отражали венгерские атаки вместе с армией чехословакии. Но после капитуляции чехословакии большая часть военных сложили оружие и оставили его карпаторосам. Оружия было совсем немного. Чехи оставили около 20 единиц бронетехники примерно столько же орудий ну и легкое стрелковое оружие. Оружие брали в бою. Эмигрантская пресса. Выходящая в Париже газета Дело 18 марта писала даже про захваченный венгерский бронепоезд. Это через 2 дня после бегства Волошина. Бои на Закарпатье продолжались почти неделю. Это было первое серьезное сопротивление, оказанное Германии и ее союзникам. Украиские националисты ныне приписывают все заслуги себе. Но их там было жалкая горстка, прибывшая из галичины для поддержки Волошина и ни на что не влиявшая. А сопротивление возглавил кадровый офицер, русский, полковник царской армии, участник первой мировой войны, имеющий награды от государя Сергей Ефремов. Он не принял октябрьской революции. Воевал в Добровольческой армии Деникина и эмигрировал после победы большевиков в закарпатье, где как раз создавалось русское государство.
Фактически это и было начало второй мировой войны. В войну вступило сразу 6 стран. Чехословакия, Венгрия, Польша, Германия, Подкарпатская Русь, а с учетом захвата Гитлером Мемеля 22 марта, еще и Литва.
Закончу цитатой из отчета посла Франции в Германии с которого начал.
«Гитлеровская Германия сбросила маску. Она заявляла, что стремилась лишь объединить (насколько это было возможно) всех немцев Центральной Европы в одну семью, без инородных элементов. Теперь ясно, что стремление фюрера к господству отныне безгранично.»
В Европе, по крайней мере во французском МИДе, все правильно поняли.
Но официально датой начала второй мировой войны на западе считают 1 сентября. И ответ, почему так на самом деле, очень прост. На западе причиной войны хотят выставить договор о ненападении между Германией и СССР. Но если считать началом войны 14 марта этот договор никак нельзя назвать причиной войны. Война ведь несколько месяцев как уже шла. И им пришлось бы признать ответственность за Мюнхенский сговор. В этом и все дело.

Previous post Next post
Up