О том значении, который имел Славянский Съезд 1848 года написано столько, что требует внушительного архива. Но история, совершив виток, возвращается к истокам. И Прага вновь объединяет Славян.
Думаю те, кто собрался в Праге в далеком 1948 году не осознавали, какие последствие для славянского мира это будет иметь в будущем. Последствия того, что произошло в Праге сегодня, тем более неочевидны. Это покажет время. И хотя эти события не попадают сегодня на полосы мейнстримной прессы и в программы новостей ведущих телеканалов, за событиями этими пристально следят.
Я приведу текст приветствия Президента Чехии Милоша Земана участникам Славянской Праги. «Идею Славянской взаимности я понимаю прежде всего как идею историко-культурную. Не как политическую и геополитическую. Потому что от идеи Славянской взаимности я не отказываюсь. Я буду рад получить информацию об итогах Славянского Международного Собора. Желаю Вам, чтобы этнографические торжества Славянская Прага 2018 стали для участников радостной и продуктивной встречей. Президент Милош Земан».
Хочу обратить внимание, что он просит предоставить ему материалы собора. Ему они нужны для его работы. При этом, он как профессиональный политик прекрасно понимает, что и история и культура сегодня является политикой. Но прямо это говорить нельзя.
Хотя мы все видим, как Евровидение пропагандирует ЛГБТ сообщества и победителем становится то некая Кончита Вурст (мужчина в образе женщины с бородой), то украинская крымчанка, символизирующая отношение европейских политиков к событиям в Крыму, то израильтянка, потому что надо поддержать перенос столицы в Иерусалим и именно там следующий конкурс намереваются провести. Российских артистов не пускают на Украину, считая культуру пропагандой…
Поэтому славянский собор должен нести славянскую культуру и славянские ценности. Славянский собор предлагает славянскую альтернативу, которую поручено сформулировать в ходе научной конференции, которая состоится в Славянской академии в Москве осенью.
Что касается истории, то к ней в Праге относятся с большим трепетом. Франтишеку Палацкому установлен памятник в центре Праги. И место, где проводился первый славянский съезд именуется ныне Славянский остров, а на самом здании мемориальные доски Людевиту Штуру и Ивану Франко, который хотя и родился после съезда считается продолжателем идей славянской взаимности и в Праге это помнят, а на родине, на Украине стали забывать. И столетие со дня его рождения практически не отмечалось. Зато празднуют теперь нацистских палачей и называют улицы в их честь.
А в Праге чтут Иосифа Шафарика, Яна Коллара, Людевита Штура, которых ученые слависты именуют «будителями». Теми, кто разбудил славян в 19-м веке, что в итоге вылилось в мощное славянское движение и привело к образованию славянских государств.
А поскольку Панславизм во второй половине 20-го века фактически сошел на нет, и никакие славянские съезды 50 лет не проводились, то делегатов славянских съездов 1998 и 2018 годов в Праге можно считать такими же «будителями», которые возрождают Панславизм в 21 веке и в новом качестве.
Конечно, ни одно мероприятие не обходится без проблем. Есть они и в славянском движении. И главная проблема связана с нетерпением отдельных активистов, которые хотят все и сейчас и сразу в Конституцию записать. Но так не бывает, а когда это не получается, начинают говорить о провалах. Такая позиция деструктивна. Задачи надо ставить перед собой реальные, выполнимые, без забегания вперед. Тогда и о результатах можно судить объективно. А без проблем невозможно никакое общественное движение. Когда нет проблем - получаем застой.
Сегодня Панславизм или Славянскую взаимность не рассматривают как геополитический проект ни в одной из стран. Но имеют это в виду и все берут на заметку.
Хотя идее панславизма уже почти 200 лет, однако она так и не была оформлена в геополитическую доктрину, то есть в доктрину которую можно было бы одному из государств реализовать на практике, которая могла бы стать основой для его внешней политики. Сегодняшний панславизм в России как проект может быть даже частью евразийского, одним из этапов евразийской интеграции. В его основу должна быть также положена экономическая интеграция, а за ней военная и политическая. Однако следует понимать, что пока в Восточной Европе и на Балканах присутствует Запад, панславизм реализовываться не будет. И ставить подобные задачи преждевременно и даже опасно. Сегодня пугаются даже самого термина панславизм. Слишком долго он предавался остракизму в советское время. Хотя в переводе на русский язык это всеславизм. Все славяне вместе. И на сегодняшнем этапе идет речь о единении культур. О славянской шкале ценностей, альтернативной ценностям европейским. И ни о чем больше.
Ущербность же так называемых «общечеловеческих» ценностей, навязываемых Европой, становится все более очевидной для самих европейцев. И вот здесь как раз и нужна славянская альтернатива. В первую очередь культурно-ценностная, основанная на славянских традициях и национальных корнях, а потом уже и экономическая. И всякая прочая. И вот культурно-ценностную альтернативу и предлагает сегодня Международный Славянский Союз. И эта культурно-ценностная альтернатива станет фундаментом для других инициатив. Ибо любая интеграция без культурно-ценностного фундамента грозит большими проблемами в будущем. Этот этап перескочить никак нельзя. Это тот вывод, который следует из того негативного опыта стран СЭВ второй половины 20 века. Был, разумеется, и позитивный опыт и его никто не отбрасывает. Но неудачи учат лучше побед. Поэтому вначале культурно-ценностный фундамент и только затем остальное.
И эту функцию пропаганды славянских ценностей, задачу «будителей» через общение и культуру Славянские съезды выполняют весьма успешно.
И именно в продвижении славянских ценностей, как альтернативы тому, что предлагает сегодня Европа и состоит значение Пражского съезда для народов Европы.
Александр Лузан. Делегат съезда.