Копия статьи опубликованной в журнале
"Шкипер" Автор капитан яхты "Альтер Эго" Сергей Белошкуров
Из очередного плавания "за семь морей" возвращалась в родной Севастополь яхта "Альтер Эго". 20 сентября 2011г., покинув итальянский порт Неаполь, под парусами, наполненными свежим попутным северо-западным ветром, с небольшим креном на левый борт, бригантина "Альтер Эго" резво устремилась к Мессинскому проливу.
Команда яхты состояла, в основном, из конструкторов и специалистов, по-строивших ее. Несли полные паруса - такая благоприятная погода давно не баловала нас. От Неаполя до входа в Мессинский пролив 170миль, которые мы преодолели за 20 часов. При подходе к проливу марселя взя-ты на гитовы, кливера и грот убраны. Получив "добро" на проход проливом от "Мессина трафик контроль" (для яхт длиной более 20 м получение раз-решения на проход обязательно), под двигателями вошли в пролив. Кругово-ротные течения - "визитная карточка" пролива - особо не мешали продви-жению, и через три часа паруса вновь были поставлены и "драйв" продол-жился. Южная часть материковой Италии не давала развиваться крупной волне и судовой кок Наташа, вздохнув с об-легчением, помимо вкусного ужина порадовала команду еще и яблочным пирогом. Волнение начало увеличиваться по-сле полуночи. Мы уходили от берега все дальше в море. Приемник "Навтекс" пе-редал очередную сводку погоды: ветер NNW 5-6, местами 7 баллов. В одном из факсовых сообщений получена ин-формация о дрейфующей лодке белого цвета без управления, представляющей опасность для мореплавания. Нанеся точку на карту, я отметил для себя, что она легла точно на наш курс.С креном 10градусов, под всеми па-русами (не поставили только верхний прямой парус брамсель), бакштагом левого галса, яхта шла 8-10узлов. Небо было чистым, видимость хорошей. До-бросовестно нес вахту впередсмотря-щий. Ночь прошла спокойно. 22 сентября 2011г. Весь день ветер крепко дул и изредка особо крупные одинокие волны слегка "покусывали" шкафут - парусный драйв был в раз-гаре. Из динамиков звучала классиче-ская музыка. Один из конструкторов-проектировщиков яхты - Алексей Тимошин, выполняя обязанности на-чальника вахты опасался за стоячий такелаж, так как при таком ветре парус-ность следовало уменьшить. Времена-ми грота стеньга входила в резонанс и вибрировала. Убрали грот - на скоро-сти это особенно не отразилось. Авто-пилоту легче стало "договариваться" с рулевой машиной. К вечеру уже было пройдено более трети пути от Сицилии до пролива Китира, соединяющего Ио-ническое и Эгейское моря.В 20.00 на вахту заступили Алексей Тимошин и Александр Семидоцкий, в кают-компании свободные от вахты смотрели телевизор.
Техническая характеристика судна:
1. Класс судна - прогулочная яхта
2. Материал корпуса - дерево
3. Год постройки -2008
4. Место постройки - г. Севастополь
5. Тип парусного вооружения - бригантина (марсельная шхуна)
6. Длина по палубе - 27 м
7. Длина габаритная - 36 м
8. Ширина - 7,2 м
9. Осадка - 3,4 м
10. Площадь основных парусов - 430 кв.м
11. Энергетическая установка - "Перкинс Сабре" (2 х150 кВт)
12. Дизель генераторы - "Стамегна" (50 кВт), "Нанидизель" (20 кВт)
13. Опреснительная установка (продуктивность) - 8 куб.м. воды в сутки
14. Экипаж и гости - 16 человек
15. Полное водоизмещение - 182 т
В 23.05 впередсмотрящий доложил о странных проблесках белого огня по левому борту. Я долго всматривался в дисплей радара, но отметок не наблю-дал. На АИС (автоматическая иденти-фикационная система) наблюдалось несколько судов по правому борту. Продолжая плавание, старались не упускать из виду насторожившие нас проблески.…Нейтральные воды. Зона интен-сивного судоходства - рыболовные суда не ведут здесь промысел…Неожиданно на смену проблескам белого огня вспыхнул огонь красного фальшфейера. Поскольку на радаре отметок не было, сразу пришла в го-лову тревожная мысль о возможной подаче сигнала бедствия со спаса-тельного плота. Немедленно я нажал кнопку звонка громкого боя и дал тре-вогу "Человек за бортом". Первым на палубу в спасательном жилете и с одеялом в руках выпорхнул старпом Игорь Серских. В кубрике при качке спать неудобно, поэтому он рас-положился на отдых на палубе кают-компании, соответственно был ближе всех к ходовой рубке. Вслед за старпомом в спасатель-ных жилетах на палубу выбежал весь экипаж. Согласно "расписания по тревогам" команда приступила к сво-им обязанностям. Я зафиксировал на бортовом компьютере точку "человек за бортом", запустил двигатели и дал команду убрать паруса. В течение 15 минут марсель и фор-триссель были взяты на гитовы, а кливера убраны. Красный огонь сигнала бедствия погас, и слабо задрожал белый огонь фонаря. Ветер уже заметно ослаб, но морская зыбь была 2-3балла. От мо-мента фиксирования сигнала бедствия до подхода к плавсредству, его переда-ющему, прошло не более 20 минут. Все спасательные средства нашей яхты были подготовлены к немедленному использованию. К объекту подходили очень осто-рожно, Ионическое море не является зоной пиратских действий, но "напряг" присутствовал. Разные мысли лезли в голову. Почему не берет радар, почему не зовут по УКВ радио?… "Бодрости духа" добавила кок Наташа, она всем серьезно заявила: "Это пираты! Я точно знаю, пираты!". В этот момент мы приблизились достаточно близко к объекту, чтобы его рассмо-треть. Навели включенный прожектор и многое прояснилось. В 10-метровой моторной яхточке с надувными бортами, буквально друг на друге сидело очень много людей. "Ва-тер, аква!!!" - кричали они.
Кок и стюард по моему приказу принесли бутыл-ки с минеральной водой, которые мы немедленно передали на суденышко. Подходить вплотную к лодке при та-ком волнении было крайне опасно. При касании наших судов бортами, десят-ка два человек из лодки могли просто оказаться в воде и попасть под винты, выпав из лодки."Кто вы, откуда, где капитан лодки?" - ответа не было, люди с жадностью, отбирая друг у друга бутылки, пили воду. Рядом проходило судно - турец-кий сухогруз "Banu Genc", я выпустил красную ракету и вызвал его по радио. Ответа не было. Старший помощник Игорь Серских дал в эфир на 16 канале сигнал сроч-ности "Pan Pan Pan" и передал инфор-мацию о дрейфующей без управления маленькой лодке с большим количе-ством людей, срочно нуждающихся в медицинской помощи. "Альтер Эго", вас вызывает "Banu Genc" - вызывал нас капитан турецкого сухогруза - "Чем могу помочь?"
Старпом сообщил капитану турец-кого судна о нашей находке, объяс-нил, что мы не можем самостоятельно спасти такое количество изможденных людей. "Кто эти люди?" - спросил турок."Люди азиатско-африканского вида, возможно беженцы из Ливии" - ответил Игорь. "Уточнить не удается, да и не до этого сейчас, надо им помочь"."У меня проблемы с главным дви-гателем, я с трудом выдерживаю 6-ти узловой ход. К сожалению, ничем не могу вам помочь" - ответили с "Banu Genc".Удерживая яхту на безопасном рас-стоянии от лодки, мы продолжали работу над организацией спасения людей. Старпом старательно зафик-сировал на компьютере и занес в судо-вой журнал все данные с АИС о судах в радиусе 30 миль от нашей яхты. "MSC HAILY"! Вас вызывает "BANU GENC"! Ответьте!" "MSC HAILY"! Вас вызывает "BANU GENC"! Ответь-те!" - взывало радио. ("MSC HAILY"-контейнеровоз, флаг Панама.) Тиши-на…Еще через пару минут на дисплее компьютера все цели в радиусе 30 миль вокруг нас "перекрасились" в желтый цвет. Это означало лишь одно - капитаны судов отключили свои при-боры АИС и стали "невидимками". "MSC HAILY", I fuck you!" - кричал в эфир капитан турецкого сухогруза. "We fuck you too" - вторили ему друж-ные голоса команды "Альтер Эго". В этот момент нас вызвал по УКВ ра-дио греческий центр "OLIMPIA RADIO". Старпом сообщил грекам позывной нашей яхты и номер спутникового телефона. Через 5 минут греки пере-звонили и мы передали более полную информацию о происходящем. Также нами было сообщено в центр спасения о судах, не отреагировавших на сигнал бедствия. Просьбу греков взять лодку на буксир и отбуксировать ее до мате-рика мы выполнить не могли."Мы не довезем и половины людей, их смоет за борт волной. Взять их на борт к себе без риска, что всех сможем безопасно в темноте снять с лодки, также не можем" - объяснил я по теле-фону."Не упускайте их из виду" - попроси-ли греки. "Хорошо" - ответил я - "На борт буду эвакуировать людей в самом крайнем случае, так как это очень рискованно и для находящихся в лодке и для экипа-жа нашей яхты".Подошли к лодке снова и передали на борт пакет конфет-леденцов и оче-редную порцию бутилированной воды. Несколько человек в лодке затеяли нешуточную потасовку при распреде-лении воды и конфет. Основная масса людей сидели, плотно прижавшись друг к другу, и тихо молились. В 5 милях от нас проходил упомя-нутый выше "MSC HAILY" - греческий центр спасения постарался. Спасате-ли судно принудили изменить курс и подойти на помощь к нам. Я вторично выпустил красную ракету в воздух. Через пару минут капитан контейнерово-за вышел на связь и сообщил нам, что подходит поближе, попросил передать более полную информацию о терпящих бедствие. Удерживая в луче прожектора буксируемую лодку, мы медленно маневрировали в сторону, чтобы не мешать большому судну подойти с на-ветренного борта к ней. На "MSC HAILY" был опущен трап, и судно спокойно по-дошло и застыло рядом с лодкой, на-дежно прикрывая ее своим длинным и высоким бортом от волны. Наш экипаж с радостью наблюдал за происходя-щим, но эвакуировать людей с лодки на контейнеровозе не спешили. Маленькую лодку медленно относило от высокого борта "MSC HAILY". "Почему не эвакуируете людей?" - спросил я капитана по радио."Наш экипаж всего 25 человек и мы боимся этих людей в лодке?!" - прозвучало в ответ."Как же так?" - опять спросил я - "Люди в лодке могут просто не дожить до утра…"Опять связь по спутниковому теле-фону с "OLIMPIA RADIO"…"С рассветом прилетит вертолет, не бросайте людей" - попросили греки. Осторожно маневрируя, мы подош-ли к лодке и передали буксирный ко-нец, который не без труда был на ней закреплен.Половину экипажа я в приказном по-рядке отправил отдыхать, так как нам предстояло еще "кувыркаться" всю ночь. Четыре человека осталось на па-лубе дежурить и следить за людьми. "Видишь, какие страшные пираты?" - спросил я кока Наташу - "MSC HAILY" так испугался этих "пиратов", что по-боялся принять на борт полумертвых людей. Хоть бы до утра дожили". В 06.00 23 сентября 2011г. подошел автомобилевоз "Grand Detroit" компа-нии "Grimaldi lines "с 4500 автомоби-лями на борту и лег в дрейф рядом с нами. На нем расположился штаб спа-сательных работ.Рассвело, море успокоилось, и мы подтянули буксируемую лодку к корме и выдали людям новую порцию воды. Пищу передавать опасались. Снова на лодке началась драка за глоток воды. Дневной свет позволил рассмотреть поближе терпящих бедствие. Лохмо-тья, задеревеневшие от морской соли с трудом напоминали одежду. На нос лодки протиснулся хозяин. Говоря на чистом русском языке предложил мне сумку с деньгами и свою лодку с документами в обмен на пересадку его и его товарища к нам на борт.
Спросил меня также: "На кого молить-ся 10дней?"
Я спросил: "Почему 10 дней?"
"10 дней мы бедствовали в море".
"Молись за здоровье людей, которых ты подверг смертельной опасности" -ответил я -
"а свой гонорар перевозчика оставь людям на лекарства и себе на адвоката".
С кормы буксируемой лодки молодая девушка знаками (жест рукой, пере-секающий горло) давала мне понять, что на борту лодки либо убитый, либо умерший человек, а второй в очень тяжелом состоянии. Диалог с "капита-ном" лодки был окончен. Вскоре в небе показался вертолет спасательной службы Греции "SAR". Сделав круг вокруг нашей яхты, вертолет подлетел к автомобилевозу и произвел на его палубе посадку. Через пару минут снова поднялся в воздух и приблизился к нам. Удерживая яхту самым малым ходом на ветер, вытравили буксирный конец метров на 100, для безопасной работы вертолета при эвакуации людей. Алексей Тимошин напряженно рабо-тал на руле, точно удерживая судно но-сом на ветер. Матросы и инженер под руководством старпома работали на буксирных лебедках. Стюард по моему заданию вел оперативную фото и видеосъемку. С борта вертолета десантировался один, затем второй спасатель. В пер-вую очередь на борт вертолета эвакуи-ровали тяжело больного, затем двух маленьких детей, а уж потом приня-лись за остальных бедолаг. За два рей-са с интервалом в два часа спасатели эвакуировали на греческий остров За-кинтос 30 человек. В лодке оставалось еще столько же людей.В 12.00 к нам подошло еще че-тыре судна - российские "ДОН-4" и "Сормовский -122", а также сухогруз "Karoline" и контейнеровоз "VENTO DI ZEFIRO", которым командовал русский капитан. В 13.00 капитан "VENTO DI ZEFIRO" связался со мной по радио. Я доложил ситуацию. Его судно направлялось в сторону острова Закинтос и, согласо-вав маневр, мы передали буксир лодки с беженцами на его судно. В 13.30 мы попрощались по радио с подошедши-ми судами, пожелав друг другу спо-койной работы и никогда не встречать такие "находки".
Передав беженцев и облегченно вздохнув, легли рядом с "VENTO DI ZEFIRO" в дрейф, ожидая дальнейшие распоряжения из штаба спасательных работ. Боцман Александр Семидоцкий оперативно заменил брас фока рея, поврежденного о контейнер "VENTO DI ZEFIRO" при маневрировании на под-ходе к судну. Еще некоторое время в нашем райо-не барражировал самолет спасатель-ной службы, пытаясь отыскать одного из беженцев, смытого ночью с лодки волной. В 16.00 штаб объявил о завершении спасательной операции и поблагода-рил всех ее участников. Яхта "Альтер Эго" продолжила плавание в родной Севастополь.Через два часа после передачи нами людей и лодки на "VENTO DI ZEFIRO", вертолет вернулся снова и эвакуиро-вал на остров 27 оставшихся на теплоходе людей. И теперь действительно, отпущенная в свободное плавание, в море дрейфовала лодка белого цвета, представляющая опасность для судовождения, но уже без людей на борту. Когда работы по спасению людей были закончены, я посетовал, что мы даже не познакомились с капитаном "VENTO DI ZEFIRO". Ну да ладно, не до любезностей было, главное помогли людям.25 сентября мы стали на якорь в уютной южной бухте греческого острова Сифнос в Эгейском море. Владелец небольшого ресторанчика любезно предоставил мне свой компьютер, с помощью которого я через интернет получил информацию о спасенных людях. Короткая сводка греческих интернет-новостей сообщала, что 23 сентября 2011 г. греческие спасатели в середине Ионического моря спасли и доставили на остров Закинтос 60 человек. Двое эвакуированных были мертвы, одного человека, по пути дрейфа лодки смы-ло за борт. По словам спасенных, часть людей была курды, часть афганцы. Но до полной идентификации личностей полиция не подтверждает эти сведения. Греческие власти разберутся с этим инцидентом. Не завидую судьбе горе-"капитана", перевозившего этих бедолаг. По нашей версии, лодка не дошла от африканского берега (если они шли оттуда) до "носка" итальянского "сапо-га" миль 20-30, там у них закончилось топливо и далее лодку просто гнало ветром и волнами на восток. Ее заметили с проходящего судна и дали навигационное предупреждение. Но какая разница, откуда были эти люди? Не от хорошей жизни пошли они на это. Только с начала боевых дей-ствий в Ливии в Европу хлынуло более 140000 беженцев. Почему не сообщили в навигаци-онной сводке, что в лодке люди?! Как бы там ни было, стыдно за капитанов, дающих скользко-неполную информацию береговым станциям и судам о подобных находках лодок и не же-лающих изменить курс, чтобы спасти людей. Стыдно за "перевозчиков", перевозящих нелегалов и тем самым позорящих флаг своей страны. В сре-де яхтсменов известны случаи такого "черного бизнеса". Нелегальные перевозки людей стро-го караются законом. Или не так уж и строго? Некоторым удается откупить-ся. Уверен, что спасенный нами "пере-возчик" уже не будет вообще смотреть в сторону моря. Ему повезло, что его не съели пассажиры в прямом смысле этого слова. Не будь в лодке единственного спа-сительного красного фальшфейера и нас или других нормальных людей по-близости, история бы эта закончилась, возможно, в ту же ночь, но уже совсем печально. А таким "яхтсменам" хочется по-желать никогда не связываться с по-добными авантюрами. В лучшем случае - уголовная ответственность, ну а в худшем… сумка с крупной суммой денег, обладающая временно положительной плавучестью, которая только немножко поможет продержаться на плаву в открытом море и…. все! Весь экипаж яхты "Альтер Эго" до-стойно выполнил свою работу. Укра-инские и русские моряки, греческие спасатели сполна выполнили свой священный долг - не бросили людей в беде! "Отметили, видимо, "наверху" нашу спасательную операцию", - уже в Севастополе философически отметил инженер Володя Толмачев. И не слу-чайно. Обычно по дороге домой в октябре Черное море встречает нас не ласково, а на этот раз повезло - была отличная теплая погода с легким по-путным ветерком…
P.S. Как сообщил редакции Сергей Белошкуров, в конце ноября он полу-чил официальное благодарственное письмо от Греческой береговой охра-ны, подписанное вице-адмиралом Константинусом Соулсом, за оказание помощь в проведении операции.
Одним из обладателей национальной премии «Гордость страны», которую в этом году будут вручать уже в девятый раз, может стать экипаж яхты «Alter ego» во главе с капитаном Сергеем Белошкуровым из Мелитополя.
За отважных земляков-яхтсменов можно проголосовать на сайте
http://www.gordist.org/hero/