Спасательная операция.

Feb 06, 2012 01:40


Копия статьи опубликованной в журнале "Шкипер"

Автор капитан яхты "Альтер Эго" Сергей Белошкуров

Из очередного плавания "за семь морей" возвращалась в родной Севастополь яхта "Альтер Эго". 20 сентября 2011г., покинув итальянский порт Неаполь, под парусами, наполненными свежим попутным северо-западным ветром, с небольшим креном на левый борт, бригантина "Альтер Эго" резво устремилась к Мессинскому проливу. 
Команда яхты состояла, в основном, из конструкторов и специалистов, по-строивших ее. Несли полные паруса  - такая  благоприятная  погода  давно  не баловала  нас. От Неаполя  до  входа  в Мессинский пролив 170миль, которые мы преодолели за 20 часов. При подходе к проливу марселя взя-ты  на  гитовы,  кливера  и  грот  убраны. Получив  "добро"  на  проход  проливом от  "Мессина  трафик  контроль"  (для яхт длиной более 20 м получение раз-решения на проход обязательно), под двигателями вошли в пролив. Кругово-ротные течения -  "визитная карточка" пролива  -  особо  не  мешали  продви-жению, и через три часа паруса вновь были  поставлены  и  "драйв"  продол-жился. Южная  часть  материковой  Италии не  давала  развиваться  крупной  волне и судовой  кок Наташа, вздохнув с об-легчением,  помимо  вкусного  ужина порадовала  команду  еще  и  яблочным пирогом. Волнение  начало  увеличиваться  по-сле полуночи. Мы уходили от берега все дальше в море. Приемник "Навтекс" пе-редал очередную сводку погоды: ветер NNW  5-6,  местами  7  баллов.  В  одном из  факсовых  сообщений  получена  ин-формация о дрейфующей лодке белого цвета без управления, представляющей опасность  для  мореплавания.  Нанеся точку на карту, я отметил для себя, что она легла точно на наш курс.С креном 10градусов, под всеми па-русами  (не  поставили  только  верхний прямой  парус  брамсель),  бакштагом левого галса, яхта шла 8-10узлов. Небо было чистым, видимость хорошей. До-бросовестно нес вахту впередсмотря-щий. Ночь прошла спокойно. 22  сентября  2011г. Весь  день  ветер крепко  дул  и  изредка  особо  крупные одинокие  волны  слегка  "покусывали" шкафут  -  парусный  драйв  был  в  раз-гаре. Из динамиков звучала классиче-ская  музыка.  Один  из  конструкторов-проектировщиков  яхты  -  Алексей Тимошин,  выполняя  обязанности  на-чальника  вахты  опасался  за  стоячий такелаж, так как при таком ветре парус-ность следовало уменьшить. Времена-ми грота стеньга входила в резонанс и вибрировала. Убрали  грот  - на скоро-сти это особенно не отразилось. Авто-пилоту легче стало "договариваться" с рулевой машиной. К  вечеру  уже было пройдено более трети пути от Сицилии до пролива Китира, соединяющего Ио-ническое и Эгейское моря.В 20.00  на  вахту  заступили Алексей Тимошин  и  Александр  Семидоцкий, в  кают-компании  свободные  от  вахты смотрели телевизор.

Техническая характеристика судна:

1. Класс судна - прогулочная яхта

2. Материал корпуса - дерево

3. Год постройки -2008

4. Место постройки - г. Севастополь

5. Тип парусного вооружения - бригантина (марсельная шхуна)

6. Длина по палубе - 27 м

7. Длина габаритная - 36 м

8. Ширина - 7,2 м

9. Осадка - 3,4 м

10. Площадь основных парусов - 430 кв.м

11. Энергетическая установка - "Перкинс Сабре" (2 х150 кВт)

12. Дизель генераторы - "Стамегна" (50 кВт), "Нанидизель" (20 кВт)

13. Опреснительная установка (продуктивность) - 8 куб.м. воды в сутки

14. Экипаж и гости - 16 человек

15. Полное водоизмещение - 182 т

В  23.05  впередсмотрящий  доложил о странных проблесках белого огня по левому борту. Я долго всматривался в дисплей радара, но отметок не наблю-дал. На АИС  (автоматическая иденти-фикационная  система)  наблюдалось несколько  судов  по  правому  борту. Продолжая  плавание,  старались  не упускать  из  виду  насторожившие  нас проблески.…Нейтральные  воды.  Зона  интен-сивного  судоходства  -  рыболовные суда не ведут здесь промысел…Неожиданно  на  смену  проблескам белого  огня  вспыхнул  огонь  красного фальшфейера.  Поскольку  на  радаре отметок  не  было,  сразу  пришла  в  го-лову  тревожная  мысль  о  возможной подаче  сигнала  бедствия  со  спаса-тельного  плота.  Немедленно  я  нажал кнопку звонка громкого боя и дал тре-вогу "Человек за бортом". Первым  на  палубу  в  спасательном жилете и с одеялом в руках выпорхнул старпом Игорь Серских. В кубрике при качке спать неудобно, поэтому он рас-положился  на  отдых  на  палубе  кают-компании,  соответственно  был  ближе всех к ходовой рубке. Вслед  за  старпомом  в  спасатель-ных  жилетах  на  палубу  выбежал  весь экипаж.  Согласно  "расписания  по тревогам"  команда  приступила  к  сво-им  обязанностям. Я  зафиксировал  на бортовом  компьютере  точку  "человек за бортом",  запустил двигатели и дал команду  убрать  паруса.  В  течение  15 минут  марсель  и  фор-триссель  были взяты на гитовы, а кливера убраны. Красный  огонь  сигнала  бедствия погас,  и  слабо  задрожал  белый  огонь фонаря. Ветер  уже  заметно  ослаб,  но морская  зыбь  была  2-3балла.  От  мо-мента фиксирования сигнала бедствия до подхода к плавсредству, его переда-ющему, прошло не более 20 минут. Все спасательные  средства  нашей  яхты были  подготовлены  к  немедленному использованию. К  объекту  подходили  очень  осто-рожно,  Ионическое  море  не  является зоной пиратских действий, но "напряг" присутствовал. Разные мысли лезли в голову. Почему не берет радар, почему не зовут по УКВ радио?… "Бодрости духа" добавила кок Наташа,  она  всем  серьезно  заявила:  "Это пираты! Я точно знаю, пираты!". В этот момент  мы  приблизились  достаточно близко  к  объекту,  чтобы  его  рассмо-треть. Навели  включенный  прожектор и многое прояснилось. В  10-метровой  моторной  яхточке  с надувными бортами, буквально друг на друге сидело очень много людей. "Ва-тер, аква!!!"  - кричали они.

Кок и стюард по моему приказу принесли бутыл-ки  с минеральной  водой,  которые мы немедленно передали на суденышко. Подходить вплотную к лодке при та-ком волнении было крайне опасно. При касании наших судов бортами, десят-ка два человек из лодки могли просто оказаться в воде и попасть под винты, выпав из лодки."Кто вы, откуда, где капитан лодки?" -  ответа  не  было,  люди  с  жадностью, отбирая  друг  у  друга  бутылки,  пили воду. Рядом  проходило  судно  -  турец-кий сухогруз  "Banu Genc", я выпустил красную ракету и вызвал его по радио. Ответа не было. Старший  помощник  Игорь  Серских дал в эфир на 16 канале сигнал сроч-ности "Pan Pan Pan" и передал инфор-мацию о дрейфующей без управления маленькой  лодке  с  большим  количе-ством  людей,  срочно  нуждающихся  в медицинской помощи. "Альтер  Эго",  вас  вызывает  "Banu Genc" - вызывал нас капитан турецкого сухогруза - "Чем могу помочь?"

Старпом  сообщил  капитану  турец-кого  судна  о  нашей  находке,  объяс-нил, что мы не можем самостоятельно спасти такое количество изможденных людей. "Кто эти люди?" - спросил турок."Люди азиатско-африканского вида, возможно беженцы из Ливии" - ответил Игорь. "Уточнить не удается, да и не до этого сейчас, надо им помочь"."У  меня  проблемы  с  главным  дви-гателем, я с трудом выдерживаю 6-ти узловой  ход.  К  сожалению,  ничем  не могу  вам  помочь"  -  ответили  с  "Banu Genc".Удерживая яхту на безопасном рас-стоянии  от  лодки,  мы  продолжали работу  над  организацией  спасения людей.  Старпом  старательно  зафик-сировал на компьютере и занес в судо-вой журнал все данные с АИС о судах в радиусе 30 миль от нашей яхты. "MSC  HAILY"!  Вас  вызывает  "BANU GENC"!  Ответьте!"  "MSC  HAILY"!  Вас вызывает  "BANU  GENC"!  Ответь-те!"  -  взывало  радио.  ("MSC  HAILY"-контейнеровоз,  флаг  Панама.)  Тиши-на…Еще  через  пару  минут  на  дисплее компьютера  все  цели  в  радиусе  30 миль  вокруг  нас  "перекрасились"  в желтый цвет. Это означало лишь одно - капитаны судов отключили свои при-боры АИС и стали "невидимками". "MSC  HAILY",  I  fuck  you!"  -  кричал  в эфир капитан турецкого сухогруза. "We fuck you too" - вторили ему друж-ные голоса команды "Альтер Эго". В этот момент нас вызвал по УКВ ра-дио греческий центр "OLIMPIA RADIO". Старпом  сообщил  грекам  позывной нашей  яхты  и  номер  спутникового телефона.  Через  5 минут  греки  пере-звонили и мы передали более полную информацию  о  происходящем.  Также нами было сообщено в центр спасения о судах, не отреагировавших на сигнал бедствия. Просьбу  греков взять лодку на буксир и отбуксировать ее до мате-рика мы выполнить не могли."Мы не довезем и половины людей, их  смоет  за  борт  волной. Взять  их  на борт к себе без риска, что всех сможем безопасно  в  темноте  снять  с  лодки, также не можем" - объяснил я по теле-фону."Не упускайте их из виду" - попроси-ли греки. "Хорошо" - ответил я - "На борт буду эвакуировать людей в самом крайнем случае, так как это очень рискованно и для находящихся в лодке и для экипа-жа нашей яхты".Подошли  к  лодке  снова  и  передали на борт пакет конфет-леденцов и оче-редную порцию бутилированной воды. Несколько  человек  в  лодке  затеяли нешуточную  потасовку  при  распреде-лении воды и конфет. Основная масса людей  сидели,  плотно  прижавшись друг к другу, и тихо молились. В  5  милях  от  нас  проходил  упомя-нутый  выше  "MSC  HAILY"  -  греческий центр  спасения  постарался. Спасате-ли  судно  принудили  изменить  курс  и подойти на помощь к нам. Я вторично выпустил красную ракету в воздух. Через пару минут капитан контейнерово-за вышел на связь и сообщил нам, что подходит поближе, попросил передать более полную информацию о терпящих бедствие. Удерживая в луче прожектора  буксируемую  лодку,  мы  медленно маневрировали  в  сторону,  чтобы  не мешать большому судну подойти с на-ветренного борта к ней. На "MSC HAILY" был опущен трап, и судно спокойно по-дошло и застыло рядом с лодкой, на-дежно прикрывая ее своим длинным и высоким бортом от волны. Наш экипаж с  радостью  наблюдал  за  происходя-щим,  но  эвакуировать  людей  с  лодки на  контейнеровозе  не  спешили.  Маленькую  лодку  медленно  относило  от высокого борта "MSC HAILY". "Почему  не  эвакуируете  людей?"  - спросил я капитана по радио."Наш экипаж всего 25 человек и мы боимся этих людей в лодке?!" - прозвучало в ответ."Как  же  так?"  -  опять  спросил  я  - "Люди в лодке могут просто не дожить до утра…"Опять  связь  по  спутниковому  теле-фону с "OLIMPIA RADIO"…"С рассветом прилетит вертолет, не бросайте людей" - попросили греки. Осторожно маневрируя, мы  подош-ли  к  лодке  и  передали  буксирный  ко-нец, который не без труда был на ней закреплен.Половину экипажа я в приказном по-рядке  отправил  отдыхать,  так  как  нам предстояло  еще  "кувыркаться"  всю ночь. Четыре человека осталось на па-лубе дежурить и следить за людьми. "Видишь,  какие  страшные  пираты?" - спросил я кока Наташу - "MSC HAILY" так  испугался  этих  "пиратов",  что  по-боялся  принять  на  борт  полумертвых людей. Хоть бы до утра дожили". В 06.00 23 сентября 2011г. подошел автомобилевоз  "Grand Detroit"  компа-нии  "Grimaldi  lines  "с  4500  автомоби-лями на борту и  лег  в дрейф рядом  с нами. На нем расположился штаб спа-сательных работ.Рассвело,  море  успокоилось,  и  мы подтянули буксируемую лодку к корме и  выдали  людям  новую  порцию  воды. Пищу передавать опасались. Снова на лодке  началась драка  за  глоток  воды. Дневной  свет  позволил  рассмотреть поближе  терпящих  бедствие.  Лохмо-тья, задеревеневшие от морской соли с трудом напоминали одежду. На  нос  лодки  протиснулся  хозяин. Говоря на чистом русском языке предложил  мне  сумку  с  деньгами  и  свою лодку с документами в обмен на пересадку его и его товарища к нам на борт.

Спросил меня также: "На кого молить-ся 10дней?"

Я спросил: "Почему 10 дней?"

"10 дней мы бедствовали в море".

"Молись за здоровье людей, которых ты  подверг  смертельной  опасности" -ответил я -

"а свой гонорар перевозчика оставь людям на лекарства и себе на адвоката".

С кормы буксируемой лодки молодая девушка  знаками  (жест  рукой,  пере-секающий  горло)  давала  мне  понять, что на борту лодки либо убитый, либо умерший  человек,  а  второй  в  очень тяжелом состоянии. Диалог с "капита-ном" лодки был окончен. Вскоре  в  небе  показался  вертолет спасательной  службы  Греции  "SAR". Сделав  круг  вокруг  нашей  яхты,  вертолет  подлетел  к  автомобилевозу  и произвел на его палубе посадку. Через пару  минут  снова  поднялся  в  воздух и  приблизился  к  нам.  Удерживая  яхту самым малым ходом на ветер, вытравили буксирный конец метров на 100, для безопасной работы вертолета при эвакуации людей. Алексей Тимошин напряженно рабо-тал на руле, точно удерживая судно но-сом на ветер. Матросы и инженер под руководством  старпома  работали  на буксирных лебедках. Стюард по моему заданию вел оперативную фото и видеосъемку. С  борта  вертолета  десантировался один,  затем второй спасатель. В пер-вую очередь на борт вертолета эвакуи-ровали  тяжело  больного,  затем  двух маленьких  детей,  а  уж  потом  приня-лись за остальных бедолаг. За два рей-са с интервалом в два часа спасатели эвакуировали на греческий остров За-кинтос 30 человек. В лодке оставалось еще столько же людей.В  12.00  к  нам  подошло  еще  че-тыре  судна  -  российские  "ДОН-4"  и "Сормовский  -122",  а  также  сухогруз "Karoline"  и  контейнеровоз  "VENTO  DI ZEFIRO", которым командовал русский капитан. В  13.00  капитан  "VENTO  DI  ZEFIRO" связался со мной по радио. Я доложил ситуацию.  Его  судно  направлялось  в сторону острова Закинтос и, согласо-вав маневр, мы передали буксир лодки с беженцами на его судно. В 13.30 мы попрощались по радио с подошедши-ми  судами,  пожелав  друг  другу  спо-койной работы и никогда не встречать такие "находки".

Передав  беженцев  и  облегченно вздохнув,  легли  рядом  с  "VENTO  DI ZEFIRO" в дрейф, ожидая дальнейшие распоряжения из штаба спасательных работ. Боцман Александр Семидоцкий оперативно  заменил  брас  фока  рея, поврежденного о контейнер "VENTO DI ZEFIRO"  при маневрировании  на  под-ходе к судну. Еще некоторое время в нашем райо-не  барражировал  самолет  спасатель-ной службы, пытаясь отыскать одного из  беженцев,  смытого  ночью  с  лодки волной. В 16.00 штаб объявил о завершении спасательной  операции  и  поблагода-рил  всех  ее  участников.  Яхта  "Альтер Эго"  продолжила  плавание  в  родной Севастополь.Через два часа после передачи нами людей и  лодки на  "VENTO DI ZEFIRO", вертолет  вернулся  снова  и  эвакуиро-вал на остров 27 оставшихся на теплоходе  людей. И  теперь  действительно, отпущенная  в  свободное  плавание,  в море дрейфовала лодка белого цвета, представляющая  опасность для  судовождения, но уже без людей на борту. Когда  работы  по  спасению  людей были  закончены,  я  посетовал,  что мы даже  не  познакомились  с  капитаном "VENTO DI ZEFIRO". Ну да ладно, не до любезностей было,  главное   помогли людям.25 сентября мы стали на якорь в уютной  южной  бухте  греческого  острова Сифнос  в  Эгейском  море.  Владелец небольшого  ресторанчика  любезно предоставил  мне  свой  компьютер,  с помощью  которого  я  через  интернет получил информацию о спасенных людях. Короткая сводка греческих интернет-новостей  сообщала,  что  23  сентября 2011 г. греческие спасатели в середине Ионического моря спасли и доставили на  остров  Закинтос  60  человек.  Двое эвакуированных были мертвы, одного человека, по пути дрейфа лодки смы-ло за борт. По словам спасенных, часть людей была курды, часть афганцы. Но до  полной  идентификации  личностей полиция  не  подтверждает  эти  сведения. Греческие власти разберутся с этим инцидентом. Не завидую судьбе горе-"капитана", перевозившего этих бедолаг. По нашей версии, лодка не дошла от африканского  берега  (если  они  шли оттуда) до "носка" итальянского "сапо-га" миль 20-30, там у них закончилось топливо  и  далее  лодку  просто  гнало ветром и волнами на восток. Ее заметили с проходящего судна и дали навигационное предупреждение. Но  какая  разница,  откуда  были  эти люди? Не от хорошей жизни пошли они на  это.  Только  с  начала  боевых  дей-ствий в Ливии в Европу хлынуло более 140000 беженцев. Почему  не  сообщили  в  навигаци-онной сводке,  что  в лодке люди?! Как бы там ни было, стыдно за капитанов, дающих  скользко-неполную  информацию  береговым  станциям  и  судам о  подобных  находках  лодок  и  не  же-лающих  изменить  курс,  чтобы  спасти людей.  Стыдно  за  "перевозчиков", перевозящих  нелегалов  и  тем  самым позорящих флаг своей страны. В сре-де  яхтсменов  известны  случаи  такого "черного бизнеса". Нелегальные перевозки людей стро-го  караются законом. Или не  так  уж и строго? Некоторым  удается откупить-ся. Уверен, что спасенный нами "пере-возчик" уже не будет вообще смотреть в  сторону моря.  Ему  повезло,  что  его не съели пассажиры в прямом смысле этого слова. Не будь в лодке единственного спа-сительного  красного  фальшфейера  и нас или других нормальных людей по-близости, история бы эта закончилась, возможно, в ту же ночь, но уже совсем печально.  А  таким  "яхтсменам"  хочется  по-желать  никогда  не  связываться  с  по-добными  авантюрами.  В  лучшем  случае  -  уголовная ответственность,  ну  а в  худшем…  сумка  с  крупной  суммой денег, обладающая временно положительной  плавучестью,  которая  только немножко  поможет  продержаться  на плаву в открытом море и…. все! Весь  экипаж  яхты  "Альтер  Эго"  до-стойно  выполнил  свою  работу.  Укра-инские  и  русские  моряки,  греческие спасатели  сполна  выполнили  свой священный долг - не бросили людей в беде!  "Отметили, видимо, "наверху" нашу спасательную  операцию",  -  уже  в Севастополе  философически  отметил инженер  Володя  Толмачев.  И  не  слу-чайно.  Обычно  по  дороге  домой  в октябре Черное море встречает нас не ласково, а на этот раз повезло  - была отличная  теплая  погода  с  легким  по-путным ветерком…

P.S.  Как  сообщил  редакции  Сергей Белошкуров,  в  конце  ноября  он  полу-чил  официальное  благодарственное письмо от Греческой береговой охра-ны,  подписанное  вице-адмиралом Константинусом Соулсом, за оказание помощь в проведении операции.

Одним из обладателей национальной премии «Гордость страны», которую в этом году будут вручать уже в девятый раз,  может стать экипаж яхты  «Alter ego» во главе с капитаном Сергеем Белошкуровым из Мелитополя.

За отважных земляков-яхтсменов можно проголосовать на сайте  http://www.gordist.org/hero/
Previous post Next post
Up