art & luxury
Михаил Чекулаев
Мир стоит на пороге то ли очередной волны кризиса существующей рыночной системы, то ли серьезных социальных реформ (граничащих с революциями), то ли войны. Сразу и не поймешь, где, откуда и в какой момент «жахнет». Поэтому самое время задуматься о радикальном пересмотре подходов к инвестированию.
Одно из наиболее подходящих направлений, в котором сейчас имеет смысл двигаться владельцам денег, - это инвестиции в искусство. Звучит забавно, - не правда ли? Особенно на фоне удручающих симптомов грядущего обесценивания значительного спектра товаров и активов, которые прежде считались столь ценными и значимыми.
Приводить множество аргументов в пользу приобретения предметов старины и искусства в «смутные времена» особенной нужды нет. Достаточно обратить внимание на следующий примечательный факт. Картины французского импрессиониста Поля Сезанна, начиная с 1874 г. и по настоящее время, в среднем дорожали на 9% в год с учетом инфляции. Причем рост цен отмечался даже во времена войн и кризисов, случавшихся в это время. Похожие результаты инвесторы могли получить также и от вложений в работы таких мастеров, как Писсарро, ван Гог или Тернер.
Конечно, можно сказать, - это все «в прошлом», имеющего мало отношения к будущему. Однако нынешний объем мирового арт-рынка свидетельствует, что сегодня «история повторяется». Так, после последнего финансового шторма обороты мирового рынка искусства устойчиво росли, достигнув в 2010 г. $43 млрд. Для сравнения, - 10 лет назад аналогичный показатель оценивался в $22 млрд., а последний пик продаж в $43 млрд. пришелся на 1988-90 гг.
Рис.1. Индекс мирового арт-рынка в сравнении с фондовым индикатором S&P 500
Источник: artasanasset.com
Задумываясь о том, чтобы стать инвестором в произведения искусства, следует иметь в виду, - ключевая особенность этого рынка состоит в его чрезвычайной неоднородности. Здесь можно насчитать не один десяток сегментов и секторов, - от оружия и европейской керамики до часов и работ Фаберже, - каждый из которых развивается по своим собственным законам. Вторая отличительная черта инвестиций в искусство связана с возможностью использования разнообразных стратегий. Это открывает широкие возможности для различных категорий инвесторов, каждый из которых может подобрать для себя уникальные методики отбора объектов инвестиций, - начиная от покупки «на века» и заканчивая традиционной тактикой краткосрочного спекулянта.
В силу этих особенностей, прежде чем выходить на этот рынок, потребуются немалые усилия по изучению его характера и особенностей. При этом надо понимать, что даже если вооружиться огромным багажом знаний и обзавестись кучей советников и экспертов - это снизит потенциальные угрозы инвестирования на весьма малую величину. Причина - в наличии у арт-рынка весьма специфических рисков.
Первая серьезная угроза, - непрозрачный и малопонятный механизм ценообразования. Очень многое зависит от истории торгуемого произведения искусства, а также его условных «аналогов». Еще больше влияет на цену прихотливая и взбаломошная «мода», тренды которой предугадать заранее очень сложно вследствие их рукотворности. Вторая опасность связана с высокой неопределенностью относительно ликвидности этого рынка. Можно купить, например, неплохую картину, а потом обнаружить, что покупать ее никто не хочет по причине малоизвестности автора, изменения моды и т.п. При этом подобрать набор мер предупредительного характера крайне сложно. Поскольку каждая из них несет с собой новые риски.
Например, приобретя какую-либо работу кисти Айвазовского, который считается «ликвидным» автором, можно обнаружить, что продать его не так-то просто. Поскольку на рынке «вдруг» появилось избыточное предложение картин того же художника. Дело в том, что ликвидность картин этого мастера обусловлена значительным числом его работ (Айвазовский был чертовски плодовит), что автоматически обеспечивает относительно невысокую цену на них. Т.е. в данном случае реализуется риск резкого колебания соотношения между спросом и предложением.
При этом с примерно той же степенью вероятности может реализоваться и другой риск, - вероятно, самый серьезный из всех. Он связан с опасениями столкнуться с подделкой. Правда, применительно к картинам Айвазовского, как утверждают эксперты, данная угроза относительно невелика. Этот мастер был уж слишком уникален в своей неповторимой способности конъюнктурно рисовать море. Однако сказать то же самое в отношении других художников очень сложно.
Злые языки поговаривают, что арт-рынок не просто наводнен подделками, а на самом деле ими-то как раз в основном и торгуют. Причем на эту тему наложено «табу». Более того, в этот своего рода «молчаливый заговор» вовлечены все - общепризнанные аукционы, музеи и эксперты. Поскольку раскройся правда - и рынок не просто рухнет. Он перестанет существовать вовсе. Если хоть чуточку поверить в это, то станет ясно, насколько трудно доверять заключениям специалистов о подлинности произведений искусства. При этом даже в отношении самых честных экспертов всегда остаются сомнения - не находятся ли они сами в сетях иллюзий. Ведь неизвестно, видели ли они вообще подлинники работ данного автора.
К счастью, все это в значительной мере касается уже известных имен. В то время как наиболее крупные барыши (в процентном отношении) снимаются на раскрутке новых для широкой публики авторов. В случае успеха подобный проект может принести сотни процентов дохода за относительно небольшой период времени. Впрочем, чтобы получить такие результаты, необязательно быть галеристом (которые занимаются необходимыми для этого «раскрутками») или вкладывать деньги в соответствии с их рекомендациями. Можно просто держать «нос по ветру» и приобретать произведения искусства, исходя из ожиданий формирования в будущем определенных тенденций, которые в общем-то являются весьма расхожими истинами. Например, такими как «произведения соцреализма со временем непременно приобретут ценность», или что-то в этом роде.
Рис. 2. Отдельные индексы арт-рынка в версии ARTIMX (коричневый - мировое искусство, зеленый - русское)
Источник: artinvestment.ru
В связи с этим мне пришел на ум такой случай. Помнится, лет 15 назад подарил я друзьям рисунок Рустама Хамдамова, - незнакомого широкой публике, но известного в определенных кругах художника, дизайнера и кинорежиссера (о котором, кстати, восторженно отзывался «сам» Федерико Феллини). Обошелся он мне немногим более $100, включая рамку, цена которой была сопоставима со стоимостью рисунка. А недавно мне сообщили, что аналогичные работы этого художника предлагаются по 15 тыс.евро. В связи с чем я задался вопросом - и что же я в свое время не собирал салфетки, на которых Рустам при разговорах постоянно рисовал такие же картинки? Причем - совершенно бесплатно. А сейчас, - на тебе, - оказывается, они стоят приличные деньги.