отзыв от
Сергея Антохина "Хроники деревянных войн
Давным давно в далекой-далекой галактике… и т.д.
Сколько по истине великих изобретений можно приписать человечеству? Пожалуй, пальцев одной, например, правой руки калеки-ветерана столярного цеха хватит, чтобы их пересчитать. Ну, и как принято у врачей - одно лечат - другое калечат - есть среди этих изобретений поистине страшные… Будильник, мобильник и атомная бомба по степени их опасности от большего к меньшему. Есть еще одна довольно спорная в этом вопросе вещь - компьютер. Полезен он или опасен - решать индивидуально каждому, но прогрессивное человечество продолжает исправно отдавать под его контроль все, что только можно подключить через универсальный «сериал бас».
«Древо войны» - книга о людях. Она не пестрит навязанными техническими (или, скорее, псевдотехнинческими) подробностями. Здесь не найти «умных» разглагольствований героев о пропускной способности шины или методах повышения тактовых частот работы процессора. Зато есть максимально просто изложенное ассоциативное понимание принципа работы тех или иных составляющих компьютера. Взять, к примеру, виртуализатор: просто и понятно. Или принцип перемещения внутри сетей - а впрочем, многое автор почерпнул и у отцов-основателей. Оно и правильно - зачем изобретать велосипед дважды. В общем, не надо быть технически подкованным, чтобы понимать язык автора, а это говорит в его пользу.
Далее - атмосфера. Ох, любит сейчас читатель «атмосферность»! Найти среди современных авторов достойных, которые смогли бы передать максимально «атмосферно» жизнь «донных» обитателей мира сего очень сложно. Атмосфера «Древа войны» навевает киберпанковское - однозначно. Это и корпорации, занимающиеся высокотехнологичными разработками, и компьютерные «ковбои», рвущие защиту серверов, хранящих самое ценное в техногенном мире - информацию. И большие города, и микрочипы, разгоняющие мозги, и вирт-коннекторы, «впаянные» прямо в нервную систему… Проще говоря, атмосферность - зачет!
Книга не нашпигована вульгарщиной (а мне лично жаль). Ведь «донным обитателям» на все нас… положить. И их стиль общения - тоже своего рода кусочек той самой атмосферности, которого в книге недостает. Но желание автора - выражаться корректно, надо уважать, так что этот маленький аспектик даже не в пику, а скорее в некое пожелание что ли…
У героев книги есть одно очень замечательное качество - они все яркие и запоминаются с первого раза, а это всегда имеет определяющее значение для книги. Нет смысла что-то читать, если потом придется отматывать назад, чтобы освежить в памяти чего там было, и кого как звали. Важно, чтобы подогреваемое текстом воображение вырисовывало максимально красочные картинки и складывало их в один большой интересный «фильм». Если это происходит, значит автору респект. Происходит однозначно. Автору - респект. У каждого героя свой индивидуальный характер, который диктует его поведение, не идущее в разрез с логикой и здравым смыслом.
Дальше… составляющая хорошей книги - это оригинальность сюжета. У многих авторов с этим туговато. Но, попадаются и те, у кого еще затесались в рукавах тузы. С самого начала «Древа войны» и до самого финала сохраняется интрига. Что происходит в действительности - абсолютно не понятно, но жутко интересно. И финал не разочаровывает. Автор умудряется не свести его к простецкой банальщине, а выставляет в далеко нестандартной форме. Как однажды спросили Кинга - что бы ему могло понравиться в литературе, он ответил: «Все, что я сам бы написал, если бы первым догадался». Вот примерно так воспринимается финал «Древа».
Что еще… герои, оригинальность сюжета, интрига… а - конечно же драйв. Он должен быть, он нужен, он есть. Не надо понимать драйв, как некое «постоянное движение» в книге. Драйв - это когда сюжет развивается именно с той скоростью, с которой ему надлежит развиваться. Стоит чуть превысить, или наоборот - замедлить, и аварийная ситуация гарантирована. «Древо» это не боевик, и не заумная хрень, это даже не что-то среднее, это книга, в которой коэффициент драйва математически правильно высчитан. Хотя, присутствуют и элементы боевиковости - тупоголовые охранники «большого воротилы» и киборг - убийца, идущий по следу главной героини.
А еще в книге нет «мыльнооперных» соплей. Не стоит рассчитывать на хэппи-энд - все так, как могло бы быть в действительности. Немного не достает психологичности, но закрыть на это глаза вполне позволительно. В качестве компенсации - развитие сюжетной линии Карнера - американского ученого, работающего на японскую корпорацию. Вот примерно так происходит разложение личности. Печально и неизбежно.
Завершая разбор полетов, делаю вывод, что «Древо войны» - книга, заслуживающая внимание. Радостно становится на душе, когда приходит понимание, что есть еще авторы, которые способны предложить что-то большее, чем набор штампов. И что даже сегодня, когда литература в стране поставлена по принципу втюхивания «жвачки для мозгов», еще есть возможность почитать хорошую литературу."