Недавно я пересматривала фильмы о Шанель (и тот, который с Одри Тоту, и тот, который с Барбарой Бобуловой 2008 года) и заметила одну деталь, которая меня огорчила. А именно - образ Поля Пуаре. Конечно, он не зря возникает возле Шанель - в конце концов, он был тем мэтром, на смену которому пришел стиль Коко. Но слишком уж самовлюбленным, резким и неприятным он показан. А ведь и он был революционером в своё время, да и для мировой моды он сделал не меньше. Ну, и моя субъективная симпатия к его работам сыграла свою роль.
Кстати самый первый модный дом в мире был открыт в 1857 году Чарльзом Вортом. Его сыновья продолжили дело отца, и вот именно у них, под началом Жана Ворта, позже начал свою карьеру Поль Пуаре (годы жизни 1879-1944). Так что не будет преувеличением сказать, что и он стоял у истоков.
Что сделал Пуаре для мировой моды?
- Освободил женщин от корсетов, предложив им на смену рубашечный крой платья. Это было в 1905 году.
- Вел в европейскую моду кимоно, «хромую юбку» (юбку длиной чуть ниже колена, достаточно узкую в нижнем срезе, из-за которой женщина не может делать шаг нормальной длины и «семенит»), изобрел в 1913 году «тунику-абажур»
- Поль Пуаре попал под влияние востока и ввел множество элементов восточного стиля в повседневный обиход - штаны, похожие на шаровары, головные платки, похожие на чалму, восточные ткани и украшения.
- Предлагал вернуться в античной моде, перенеся «центр тяжести» костюма на плечи: свободное платье прямого кроя, держащееся на плечах и свободно ниспадающее к полу стало фурором.
- Его восхищение Русскими сезонами Дягилева и опыт работы в качестве театрального костюмера позволили создавать драматические и причудливые костюмы, а позже - «спустить» их со сцены в обычную жизнь.
- Он стал первым кутюрье, выпускавшим духи в поддержку коллекции. Первый его аромат был назван в честь дочери Розины. "Шанель №5" во многом стала «ответом» на парфюмерные открытия Пуаре.
- Он первым начал называть свои модели, а не просто нумеровать их.
Модный дом Пуаре достаточно долго был самым-самым, но резко потерял популярность после войны: в это время в моду пришла простота и строгость, а Пуаре, любителю роскоши, восточного шика и вычурности, было достаточно трудно принять и признать изменившиеся обстоятельства.
О своей жизни кутюрье рассказал в мемуарах «Одевая эпоху». Они есть в русском переводе с предисловием Александра Васильева.
Иллюстрации и эскизы:
Фотографии сохранившихся моделей Пуаре из коллекции
The Metropolitan Museum of Art (период 1910-1923 года):