Онлайновые игры - как много в этом звуке… Их принято хвалить или ругать, в широких общественных кругах почему-то практически отсутствует нейтральное мнение. Я не знаю, где правда, могу лишь поделиться своим опытом (смайл)…
Впервые слово «Warcraft» я услышал в далеком уже 1994 году. Один из родоначальников жанра стратегий в реальном времени Warcraft: Orcs & Humans захватил меня всерьез. Не имея в своем распоряжении личного PC-совместимого ПК, я играл у друзей. Всего несколько суток потребовалось для того, чтобы окончательно и бесповоротно утвердить господство орков над глупыми людишками, после чего последовал годовой перерыв, растянувшийся вплоть до выхода Warcraft II: Tides of Darkness. К тому моменту у меня уже появился домашний комп, поэтому напрашиваться к знакомым на ночные посиделки необходимости не было. Неделя блаженства пролетела как один миг. Чтобы как-то растянуть удовольствие, я прошел игру дважды - за обе фракции.
Семь лет спустя, когда свет увидела Warcraft III: Reign of Chaos, я уже считал себя взрослым человеком, к тому же имеющим значительный опыт работы в качестве автора «игрового» журнала. Профессиональный цинизм въелся в меня настолько, что сил полностью пройти третью часть легендарной серии уже не было - так, пробежал пяток миссий, хмыкнул да и забросил диск на пыльную полку.
И тем бы все, наверное, и кончилось, не случись у меня как-то, году эдак в 2006-м, совместных вечерних посиделок с одним знакомым админом. Когда темы для бесед устремились к сакраментальному «Ты меня уважаешь?», приятель вдруг объявил, что уже несколько месяцев неистово рубится в World of Warcraft (далее WoW) на одном из европейских серверов.
Люди знающие помнят, что, несмотря на свое заграничное местоположение, сервер Shadowmoon буквально кишел русскоязычными пользователями, что доставляло немало неудобств «местному» населению. Когда половина общего чата забита недоступным для восприятия граждан ЕС транслитом, нет-нет, а кто-нибудь обязательно «крикнет» верхним регистром: «RUSSIANS, GO HOME!!!» Обычно, впрочем, выражались гораздо крепче. Вот в такой сложной политической ситуации я, по совету подвыпившего друга, и зарегистрировал свой первый гостевой аккаунт, бесплатный, как водится, в течение 10 дней.
Благодаря наличию протекции более прокачанных соотечественников и выданных ими же займов в игровой валюте мой уровень рос как на дрожжах. Чтобы в корне пресечь неудовольствие супруги, я тут же втащил ее следом, поэтому дальше мы играли в WoW вместе (очень помогло наличие дома второго ПК). Шло время, наши персонажи становились все круче, круг знакомых расширялся, пополняясь главным образом людьми, которых я никогда не видел и не надеялся увидеть в реальном мире. Да и зачем мне было с ними встречаться? Нам и так было хорошо и интересно вместе.
А потом настал 2008 год, и компания Blizzard запустила локализованный WoW. Русскоязычная публика, кто сразу, а кто спустя месяцы душевных терзаний, постепенно переползла на родные просторы. Аналогичным образом поступили и мы с супругой. Первым и самым, пожалуй, ярким впечатлением от перемены мест стало резкое падение среднего интеллектуального уровня игроков на сервере (к тому времени это уже был отечественный «Страж Смерти»).
По сравнению с тем утонченным и изысканным сообществом, которое тусовалось на Shadowmoon, перемена была разительной. Позднее я понял, что дело было в огромном притоке детей и лиц, не владеющих даже основами английского языка. Ну что делать? Попереживали, обсудили среди своих, нашли новых знакомых… и жизнь закипела! В короткий срок персонажей на нашем сервере завели едва ли не все мои друзья детства - все как на подбор немолодые уже мужики из категории «за 30».
У него, понимаешь, работа-жена-дети, а он, как маленький, только завалится вечером в квартиру, так сразу к компу. Потому что его люди ждут! Нет, конечно, надо отдать должное сценаристам и дизайнерам Blizzard. Они смогли создать мир столь сложный, что уже через несколько дней погружения в него совершенно перестаешь обращать внимание на какие-то там графические огрехи, скриптовые глюки (надо признать, немногочисленные) и логические нестыковки.
Сколько бы ты ни играл, всегда за углом тебя ждет что-то новое, неизведанное. И познать это ты можешь не в гордом одиночестве, а в компании. В короткий срок мой круг общения вырос во много раз. Немыслимой стала ситуация, когда заходишь в игру, а там ни одного знакомого. Кого-то ты знаешь лично, так как еще в школе с ним учился, а с кем-то и не виделся никогда лицом к лицу, но при этом общаешься с ним уже 4 года! Я по природе своей интроверт и испытываю известные трудности при общении с незнакомыми людьми. Но это в жизни, а в WoW все мои комплексы снимало как рукой.
И не только мои. За годы игры я заметил такой массовый социологический феномен: «цифровая мембрана», отделяющая человека от его среды общения, глушит или полностью устраняет у большинства людей не только комплексы, но зачастую и воспитание, и моральные императивы. Игроки в MMORPG, находясь в своей «песочнице», гораздо более искренни и открыты, чем в реальной жизни. Жаль лишь, что проявлять в игре свои худшие качества гораздо проще, чем лучшие… Но это, согласитесь, проблема общества, а не игры.
Как бы там ни было, после множества проведенных в виртуальном мире часов я перешел в категорию «опытных пользователей». Иногда в редакции, когда к нам приезжал с визитом камрад Енин (который тоже был не без греха), мы любили с ним пуститься в долгие диспуты относительно тонкостей игровой механики WoW, нюансов прохождения того или иного подземелья и т. д. Прочие сотрудники UPgrade смотрели на нас, открыв рты и не понимая ни слова. Это льстило. Да и почему бы и нет, я же профессионал!
Червячок сомнения стал подтачивать мое сложившееся хобби года два назад. Я стал замечать неприятные вещи. Да, я, как и прежде, бегал по бескрайним просторам Азерота вместе с друзьями. Мы встречались там каждый день и занимались чем-то интересным. При этом я не мог вспомнить, когда именно я видел того или иного из них не в игре. Зачем идти через две улицы для того, чтобы посмотреть на затылок приятеля (ну он не может сейчас отвлечься, у него подземелье!), если можно просто залогиниться в WoW, включить Skype и пойти вместе с ним? Выходные с женой? Отлично, будет время наконец поделать на пару те подвисшие в журнале квесты за фракцию, названия которой я уже и не вспомню.
Произошло смещение фокуса интереса. Серьезное и в какой-то момент меня испугавшее. Я стал внимательно оглядываться по сторонам и вскоре понял, что все остальные аспекты моей жизни ужались до какого-то рудиментарного состояния. Они все были подчинены одной цели - выделить как можно больше времени на игру. Изредка мы с любимой по инерции выбирались куда-то погулять, но даже в парке или кафе разговаривали в основном о том, как вернемся, позовем того-то и того-то и снова, в сороковой раз попробуем убить проклятого дракона.
И так уж случилось, что произошло довольно редкое событие - мы должны были заехать по делу к одному приятелю, известному нам лишь по WoW. В игре он был нашим «старшим товарищем». Играя чуть ли не по 16 часов в сутки (в течение 5 лет), он вырастил очень мощного персонажа, которому все было по плечу. Он щеголял самыми дорогими нарядами и искрился самыми сильными заклинаниями. В связи с чем купался в лучах вполне заслуженного уважения других геймеров. Он был настоящим профи.
Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что живет он в крохотной, обшарпанной и почти лишенной мебели комнатушке вместе с женой (ее не было дома) и новорожденным ребенком. Жена его тогда работала в больнице медсестрой, а он был безработным и «приглядывал» за малышом. Во время нашего визита он ни разу не встал из-за компа. Самое же ужасное, на мой взгляд, было то, что он был абсолютно счастлив. Он уже реализовал все свои амбиции…
Вот уже полтора года мы не играем в WoW. Сфера наших интересов лежит в совершенно других плоскостях. Думаю, из своего знакомства с MMORPG я почерпнул немало любопытных наблюдений и выработал не один полезный в обычной жизни навык. Но мне все равно жаль те годы, которые я потратил «не на то». Лучше бы все эти тысячи и тысячи часов я «качал» себя - выучил язык, пошел в спортзал, съездил в Непал, в конце концов! Впрочем, у меня еще все впереди (смайл).
[
журнал UPgradе - №17 (572) май 2012 ]