В один раунд

Feb 23, 2012 05:13


Владимир Путин намерен одержать сокрушительную победу. Что потом?

«Задача такая, чтобы прошел Путин, одним туром, набрав 70 и более процентов голосов», - обрисовывает установку, полученную сверху, бывший председатель УИК №655 г. Самары Ирина Колпакова в видеоинтервью представителю Лиги избирателей. Ее отстранили от работы, потому что на декабрьских выборах на ее участке «Единая Россия» проиграла КПРФ, предполагает г-жа Колпакова. О нацеленности на сокрушительную победу с 60-70% голосов избирателей говорят и другие источники.

Именно на это, например, направлены предвыборные ходы кремлевских политтехнологов. Массовые митинги в Москве и Екатеринбурге, раскручивание истории с рабочими нижнетагильского Уралвагонзавода. Обществу пытаются доказать, что Россия - это не только протестующие на Болотной площади. Это бюджетники, рабочие, мелкие служащие, возможно не такие продвинутые и успешные, как оппозиционеры, зато многочисленные. И они за действующую власть.

Оппозиция, правда, уже готовит свой ответ Путину. Модным трендом становится запись в наблюдатели на выборах. Эти люди 4 марта придут на избирательные участки, чтобы лично следить за ходом голосования: фиксировать вбросы бюллетеней, «рисование» цифр в протоколах и другие способы фальсификации. «В столице наши наблюдатели будут присутствовать на 800 участках, это примерно четверть всех УИК, - рассказывает координатор проекта “Гражданин наблюдатель” Инна Куртюкова. - Совместно с Левада-Центром мы оформим репрезентативную выборку. Другими словами, результаты на наших участках можно будет смело проецировать на всю Москву».

Между тем если Путин вознамерился победить любой ценой, наблюдатели не смогут этому помешать. Да, они завалят суды исками, выложат в Интернете компрометирующее видео, но ведь нечто подобное было и после выборов в Госдуму. «Начнутся, конечно, новые протесты. Возможно, и полмиллиона людей выйдет на улицы Москвы. Но революции определенно не будет, - убежден председатель фонда “Экспертиза”, научный руководитель факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ Марк Урнов. - Оппозиционеры в большинстве своем настроены миролюбиво и не хотят насилия ни при каком раскладе».

«Вся эта история с выборами в Госдуму стала мощным катализатором гражданской активности, - считает один из лидеров протестного движения Евгения Чирикова. - Люди начинают объединяться исходя из интересов и потребностей - так мы когда-то создали движение “В защиту Химкинского леса”. Кто-то будет баллотироваться в муниципальные депутаты, кто-то - бороться с коррупцией в своем ЖЭКе. Это будет совершенно законный, нарастающий, но мирный протест снизу».

Усиление протестных настроений прогнозирует и Марк Урнов. По его мнению, Россию ждет постепенная консолидация оппозиционных сил, причем не на митингах, а внутри элит и крупного бизнеса. Население будет испытывать раздражение из-за сильного роста акцизов и тарифов ЖКХ (уже с 1 июля текущего года), увеличения налоговых ставок и, возможно, повышения планки пенсионного возраста. Избежать этих мер президенту не позволит экономическая ситуация. В какой-то момент масса недовольных достигнет критической точки. И к тому времени за оппозицией уже будут стоять определенные силы и ресурсы. Итогом станет провал «Единой России» на следующих выборах в Госдуму, а затем и фиаско Путина на президентских выборах в 2018 году.

В принципе мягкая смена власти может произойти и раньше. Путин и его окружение стремятся в Кремль вовсе не из-за политических амбиций, полагает Марк Урнов. «Для всех очевидно, какой ворох проблем ждет будущего президента и какова экономическая ситуация в мире, - продолжает эксперт. - Но этим людям нужны гарантии - как личной неприкосновенности, так и того, что новая власть не будет преследовать их за коррупцию, отнимать бизнес и т.д. У оппозиции сейчас нет лидера, который мог бы дать такие гарантии». Вероятно, это и имеет в виду Владимир Владимирович, когда признается, что не знает, «с кем разговаривать».

[ журнал «РБК», март 2012 ]

Россия, выборы, протесты

Previous post Next post
Up