Киберпреступность как следствие образования

Jan 15, 2010 22:12


Однажды мой знакомый устраивался на работу в крупную западную корпорацию. Пройдя положенный круг собеседований, он получил отказ. Причина отказа была указана следующая: “overqualified”, то есть слишком умный.

Сегодня ваш покорный слуга публикует достаточно длинный текст на эту тему. Кому лень читать, сразу резюмирую. Советская система образования (плавно перешедшая в российскую и всё ещё сопротивляющаяся попыткам её реформировать) ориентирована на подготовку хакеров, а не пользователей. В результате экономика России страдает без нужных кадров, а весь остальной мир страдает от ужасных русских кибервзломщиков.

С точки зрения киберпреступности (преступности в сфере высоких технологий), Россия занимает особенное место. Можно даже сказать, что её положение уникально. Корни этой особенности и уникальности лежат в недавнем прошлом.

Как, наверное, известно уважаемым читателям, нынешняя Россия - это бывший Советский Союз. Эта страна была построена на совершенно иных принципах, нежели государства Западной Европы. В основе государственного устройства СССР лежала идеология коммунизма, и она отразилась практически на всех сторонах жизни. В частности, на системе образования. Именно в коммунистическом образовании и коренится современная российская киберпреступность.

Да простят меня коллеги за углубление в подробности идеологии. Но такое кажущееся отклонение от темы совершенно необходимо для понимания современной уникальной ситуации.

Капиталистическая система образования ориентирована на подготовку кадров для рыночной экономики. А какие для неё требуются кадры? Человек должен быть достаточно подготовлен, чтобы выполнять свою функцию на производстве или в офисе. Хороший работник должен уметь эксплуатировать сложную технику. Но не более того! Излишние знания и излишнее любопытство вредны для работника. Чем выше образовательный уровень, тем ленивее и требовательнее становится работник. Ленивые и капризные сотрудники никому не нужны. Нужны послушные и исполнительные. Чтоб послушно «нажимали кнопки» на сложной технике. А для создания этой сложной техники достаточно очень небольшого числа высокообразованных и высокооплачиваемых специалистов.

Совсем иные ориентиры предусмотрены в коммунистической идеологии. Одним из её столпов, одним из базисных элементов является технический прогресс и курс на познание мира. Соответственно этому, советская система образования готовила не эксплуатационников, а исследователей. Выпускник вуза в СССР должен был уметь, образно говоря, не нажимать нужные кнопки на сложной машине, а понимать, как эта машина устроена и работает. Уровень фундаментальных теоретических знаний, даваемый в советских вузах, был явно выше необходимого для среднего работника. Кроме того, количество людей с высшим образованием в СССР явно превышало все потребности обычной экономики. По этому показателю Советский Союз прочно удерживал первое место в мире. Число исследовательских институтов в СССР также сильно выходило за рамки прикладных потребностей. Иными словами, советская система выпускала не технарей-работников, а технарей-исследователей. Причём, в огромных количествах.

Система образования, в отличие от иных отраслей экономики, очень инертна. Чтобы перестроить образование, потребуется смена не одного поколения, а двух или трёх. Иными словами ситуация в России изменится тогда, когда уйдут на пенсию те, кто учился в советские времена, а также те, кто учился у тех преподавателей, кто учился в советские времена. Это произойдёт не скоро. А пока российская система высшего образования, хотя и пытается перестроиться на манер европейской, но продолжает выпускать специалистов по старым советским программам, со старыми целевыми установками.

Теперь вы понимаете, что уровень образованности в России явно выше потребностей её нынешней экономики. И направленность этой образованности (исследователи вместо эксплуатационщиков) явно не соответствует потребностям. Наблюдается так называемая «утечка мозгов» из России в более благополучные страны. Но эта «внешняя» утечка мозгов не идёт ни в какое сравнение с утечкой «внутренней», когда люди с высшим образованием вынуждены переквалифицироваться в продавцов, водителей, строителей и другие подобные профессии, для которых высшее образование не только не требуется, но даже вредно.

Какое это имеет отношение к киберпреступности? Самое прямое!

Совершение преступлений в сфере высоких технологий как раз и требует глубоких фундаментальных знаний и исследовательской направленности ума. Тот работник, которого обучали правильно нажимать кнопки на сложной машине, ни за что не сможет эту машину перепрограммировать на исполнение непредусмотренных функций, например, изготовление фальшивых кредитных карт. А тот работник, которого учили не эксплуатировать, а исследовать, запросто такое сможет. Это будет вообще первое, о чём он задумается.

В развитых и благополучных странах число специалистов-исследователей очень невелико. И все они хорошо устроены, так что вряд ли кому-то из них придёт в голову заняться чем-то криминальным. В современной России таких специалистов не просто очень много, а значительно больше, чем можно устроить по специальности. Оружие киберпреступника - это вовсе не компьютер, не программное обеспечение. Оружие киберпреступника - его мозги, наполненные знаниями и настроенные на «критический» угол зрения. Образно говоря, Россия набита под завязку кибероружием. У нас кибероружие потрясающей мощности валяется под диваном на диване в каждом доме, в то время как в развитых странах оно есть лишь у избранных. Удивительно ли после этого, что так много хакеров-выходцев из СССР?

Итак, мы видим, что в России есть огромное число потенциальных киберпреступников, то есть, людей, обладающих необходимыми для этого знаниями, но в то же время не имеющих работы по специальности с достойной оплатой. И число таких людей, как это ни странно, не убывает. Ведь российские вузы продолжают готовить студентов в явно избыточном для нынешней экономики количестве.

В неофициальных обменах мнениями с зарубежными коллегами приходилось слышать суждения вроде «Россия - гнездо хакеров» или «Россия - рассадник киберпреступности». Хотя это явно слишком категоричные утверждения, но некоторые основания под ними есть. Только это не вина России. Это даже не вина коммунистов, ведь они готовили массовые кадры исследователей отнюдь не для кибервойн. Это наша общая беда. И одновременно - уникальная возможность пристроить талантливых русских хакеров к какому-либо полезному делу.

[ подсмотрено у infowatch ]

Россия, киберпреступность, образование

Previous post Next post
Up