Этот пост был опубликован 3 года назад!
Это второе название картины В.Д. Поленова «Христос и грешница».
А точнее - первое, автор назвал свою работу «Кто из вас без греха?».
Однако чиновники посчитали название неподходящим для каталога XV выставки передвижников, на которой полотно было выставлено.
Позже, в личном музее императора Александра III картина выставлялась под названием «Блудная жена».
Вот так, изменив название, можно с ног на голову перевернуть вложенную в произведение идею*...
1.
Написать картину на евангельскую тему Василий Поленов задумал под впечатлением работы Александра Иванова «Явление Христа народу».
Художник выбрал для своего полотна эпизод из Евангелия о Христе и грешнице: фарисеи привели к Иисусу, проповедовавшему у храма, женщину, уличённую в прелюбодеянии, и дерзко спросили:
- Моисей заповедовал нам побивать таких женщин камнями. Ты что скажешь?
- Кто из вас без греха, первый брось в неё камень.
Таковых не нашлось.
Надо было тем фарисеям в ЖЖ обратиться, тут мнооого обличителей чужих грехов водится…
2.
Над созданием картины Поленов работал долгие 15 лет.
Она могла бы так и остаться незавершённой, если бы не обещание закончить картину, данное Василием Дмитриевичем умирающей сестре-близнецу Вере Дмитриевне...
Исполняя данное сестре обещание, Поленов отправился на Ближний Восток для изучения быта, нравов и колорита местности.
3.
Художник изобразил Христа как простого человека, странника.
И это очень не понравилось цензуре, зато многие писатели и художники одобрили такой образ.
А вот Л.Н. Толстой назвал Христа с картины В.Д. Поленова... «полотёром».
Воистину - о вкусах не спорят...
4.
Картина была представлена зрителю на XVвыставке передвижников в Петербурге.
Чиновники опасались, что полотно не понравится Александру III, однако именно император приобрёл картину для своего музея.
Павел Третьяков ещё до выставки предлагал автору за картину до 24 тысяч рублей, однако император заплатил за неё 30 тысяч рублей.
А кроме того, покупка картины Александром III фактически легализовала её, давала возможность экспонировать её на выставке.
5.
На вырученные от продажи картины «Христос и грешница» средства В.Д. Поленов купил участок земли на Оке, где по его же проекту был построен большой дом, в котором сейчас находится Государственный мемориальный историко-художественный музей В.Д. Поленова.
При образовании в 1897 году Русского музея, картина была передана в его коллекцию из Зимнего дворца.
А в усадьбе «Поленово» выставлен эскиз картины, выполненный углём.
Если внимательно сравнить эти две картины, можно найти немало различий...
В «Поленово» мы были в далёком 1994 году, и чёрно-белая картина - во всю стену! - тогда ещё поразила своим масштабом, интересным сюжетом и тщательно выписанными фигурами и лицами изображённых на картине людей.
6. фото из интернета.
Оригинал картины мы позже не раз видели в Русском музее.
И вот новая встреча - на выставке в Новой Третьяковке, в компании с многочисленными посетителями...
7.
Ещё один факт.
В Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачёва хранится уменьшенная копия картины.
Д.В. Поленов, сын художника: «Оно (полотно Иркутского музея) было сделано потому, что купивший картину Александр III разрешил везти ее в Москву, а для дальнейшего путешествия по провинции велел сделать с нее копию. Копию сделал С.А. Коровин, писавший фигуры и пейзаж, а лица - сам В.Д. Поленов. Происходило это в Москве, в доме С.И. Мамонтова».
8.
* В письме В. Воинову В. Поленов писал:
«Картина была названа мною „Кто из вас без греха“. В этом был её смысл. Но цензура не разрешила поставить эти слова в каталог, а разрешила „Христос и грешница“, так как этак назывались другие картины, а в музее потом её назвали „Блудная жена“, это совершенно противоречило евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая женщина. Впоследствии мою картину можно было назвать „Кто из вас без греха“, так как в этом главная мысль картины».