В июле 1941 года, в период обороны Киева, группа монахинь Флоровского и Покровского монастырей явилась в городской военкомат с необычным обращением-просьбой: они хотели, чтобы их зачислили в отряд милосердия Киевского укреплённого района для оказания помощи раненым бойцам... [Spoiler (click to open)] Служительницам культа вежливо отказали. Но они требовали, чтобы просьбу удовлетворили. Вспомнили и о том, что в их среде находится Анастасия Вальцева. Девушка рассказала о боевом пути своей бабушки, Агриппины Вальцевой, участвовавшей в обороне Порт-Артура в отряде сестёр милосердия в период русско-японской войны 1904-1905 гг. Комендант крепости генерал Роман Кондратенко наградил эту бесстрашную и мужественную женщину Георгиевским крестом II степени.
Монахинь стали убеждать, объясняли, что идут кровопролитные бои. Фашисты уже подошли к рубежу возле Киева. Здесь стояли отборные части войск СС “Мёртвая голова”. Женщинам предложили идти работать в госпиталь, где монахини могли бы ухаживать за ранеными. Но просительницы настояли на своём, объясняя, что в разные периоды истории сёстрам милосердия было нелегко. В итоге монахинь всё же отправили в подразделение, участвовавшее в обороне украинской столицы. Войска трёх армий, оборонявших Киев, моментально облетело известие о монахинях двух женских монастырей, участвовавших в оказании помощи раненым, выносивших их с поля боя.
Сразу после освобождения Киева монахини стирали постельные принадлежности, бельё в Киевском госпитале. Помогали безвозмездно. И не только в украинской столице, но и в госпиталях, расположенных в области (Фастов, Белая Церковь, Бровары, Борисполь). Об этом свидетельствуют документы. Монахини неустанно трудились под бомбёжками, разрывами снарядов. Многие из них были ранены, но своей работы не бросали.
Любопытен и следующий факт. В военных мемуарах “Осторожно, мины!” полковник Александр Немчинский вспоминал, что начальник инженерных войск генерал Юрий Бордзиловский отметил на одном из совещаний: сведения о заминированном участке в Киеве были получены в том числе и от игуменьи, настоятельницы Флоровского монастыря матушки Флавии. Командующий 1-м Украинским фронтом генерал армии Николай Ватутин, очень тепло отзывавшийся о патриотизме и мужестве монахинь, представил игуменью к ордену Богдана Хмельницкого III степени, а монастырь - к ордену Красной Звезды. Но награды по каким-то невыясненным причинам так и не нашли своих героев.