Бегемот

Sep 30, 2014 23:05



Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это - верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой;.. вот, он пьёт из реки и не торопится; остаётся спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмёт ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? (Иов 40:10-19)

Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. <…> От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; <…> Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. <…> Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, <…> Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41:10-34).
Показав некую закономерность и прекрасную устроенность всего творения ,  Господь показывает еще другую область мироздания. Ту, где обитают свободно-разумные существа.
И здесь оказывается, что закон смертного существования, против которого ополчается человек, по-своему благ.  Сам человек пока бессилен спастись. Показав Иову, откуда происходит страдание, Господь открывает ему, что для того, чтобы это страдание победить, мало, что называется, поубивать всех плохих и оставить только всех хороших. Должна быть одержана победа над диаволом, и эту победу одержит только Он Сам на Кресте.

«Язык вещей», которым говорят Бог и Библия, отличается от человеческого языка большей многозначностью. «Значение вещей гораздо многообразней (multiplicior), чем значение слов. Ведь лишь немногие слова имеют больше двух-трех значений; вещь же может быть столь многозначной (multiplex) в обозначении других вещей, сколь много она имеет видимых и невидимых свойств, общих с другими вещами» (А.Е. Махов)
Если Левиафан представлен как демоническое существо, то что же бегемот?
Многозначность вещи, использованной Богом в «несобственном смысле», в качестве метафоры, требует разработки такой системы понимания, в которой учитывалась бы эта принципиальная многозначность: так возникает практика многосмысленного толкования у святых отцов.

Левиафан из моря, Бегемот из земли призваны изобразить совокупность всех языческих мировых империй, вершину безбожной власти на земле, претендующей на божественное поклонение (архимандрит Ианнуарий Ивлев).
В Ветхом Завете также встречается пренебрежительное именование падшего архангела - БЕГЕМОТ («бехамот» - коптское слово, означающее «водяной бык»). В народных преданиях этого «бегемота» реалистично помещают в Египте, где, как известно, были широко распространены зооморфные культы. Но в Библии о нем же говорится как о грозной  мятежной силе, для сокрушения которой понадобилось вмешательство самого Всевышнего: «только Сотворивший его может приблизить к нему меч свой» (Иов. 40: 14).

онтологическая символика

Previous post Next post
Up