Существует молитвословие и молитва. Молитвословие - это когда мы читаем утренние и вечерние молитвы, Псалтирь, а молитвой собственно называется беседа души с Богом. Это то состояние души, когда душа ощущает нужду в Боге. Нужду не в том, что от Бога, а в Нём Самом. Когда жаждем не каких-то благ, ценностей или действий, а Самого Бога.
Четыре вида молитвы мы имеем, хотя может быть и больше.
1. Прошение. Обыкновенное наше состояние. Встали на молитву, и будем просить что-то у Бога. Чего-то у нас нет, чего-то мы хотим, и вот мы чего-то просим, может быть, для себя, может быть, для других, может, материального, может, душевного... Просим духовных благ - исполнения заповедей, понуждения, терпения скорбей, благодарения, радости и ещё чего-нибудь - это всё духовные потребности, нужды. То есть первый вид молитвы - это прошения - не самая высшая молитва. Так или иначе, она корыстная. Корысть здесь присутствует в той или иной степени, хотя совершенно бескорыстной молитвы быть не может.
2. Молитва покаяния. Это уже более живая молитва. Мы должны пребывать в покаянии, в сокрушении сердца и видении себя грешником: "Грех мой предо мною есть выну" \Пс. 50\.
3. Молитва благодарения. Эта молитва выше, пожалуй, чем покаяние. Когда мы вместо того, чтобы просить что-то у Бога, благодарим за то, что уже имеем. Бывает, когда мы что-то попросим, получим, и тогда только благодарим. Но это не самый высший вид благодарения. Самый высший вид благодарения, когда мы благодарим Бога за скорби, за болезни, за отнятие каких-то благ, или чего-то, что мы имели. Или хотя бы благодарение Бога за то, что мы просто имеем.
4. Молитва славословия. Это ещё выше. Когда мы прославляем Бога за то, что Он есть. Церковь нас постоянно приучает славословить Бога. Все возгласы на ектеньях, вся литургия на 50% состоит из славословия: "Яко Твоё есть царство и сила, и слава во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь". Как апостол говорит: "...всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите".
Так четыре вида молитв мы имеем, но есть ещё один вид, следующий, но уже вне этих четырёх. Собственно, молитвой святые отцы называли молитву Иисусову. Остальные молитвы они называли псалмопением или чтением, хотя мы думаем, что если чтение, то значит чтение святых отцов. Нет, чтение просто. Так, например, если нет службы в монастыре, тогда вычитка, то есть вычитывается всё без священника, без священнических возгласов. Так вот это - чтение или молитвословие. Молитвой у святых отцов называлась молитва Иисусова, потому что все другие молитвы - это только подготовка к молитве Иисусовой. А молитве Иисусовой учимся всю жизнь. Будем умирать, и будем знать, что Иисусовой молитве не научились, любить не научились, терпеть не научились, благодарить не научились. И это безумный соблазн: думать, что это постиг и научился.
После молитвы Иисусовой идёт по степени возрастания высшая молитва или высокая молитва, о которой говорит Старец Софроний, то есть молитва, совершающаяся в безмолвии, когда человек уже не понимает, находится ли он в теле или вне тела. Как Исаак Сирин говорил: молитва умная - один из тысячи, а в безмолвной молитве уже один из миллиона. Это такая редкость, мы можем только у святых отцов прочесть, что такое бывает. Варсонофий Оптинский говорил, что если прочитать внимательно молитвы священнические, тайные молитвы литургии Василия Великого, то можно точно определить по ним, что святитель Василий Великий знал, что такое эта высокая молитва. У кого есть служебник, может почитать и, может, найдёт то место, где это как бы является. Там, собственно, не в словах дело, а в духе, который даётся, и который ощущается человеком, когда он находится перед лицом Божиим.
Но есть ещё одна молитва, более нам близкая, более нам понятная и доступная. Это молитва Богу своими словами. Молитва своими словами, казалось бы, очень простое дело. Но это только кажется. Молитва - это общение с Богом, диалог обязательно, только не монолог, потому что в молитве мы обращаемся к Богу словами, а Он отвечает нам сердечными ощущениями. Причём, если мы думаем, Он молчит, это не значит, что Бог молчит. Если мы при этом хотя бы помним, что Бог есть и смотрит на меня, то уже диалог. Потому что, когда один человек слушает, смотрит - это уже диалог. Феофан Затворник учит нас молиться своими словами обязательно, только так, чтобы не говорить много.
Молитва своими словами тоже может быть разная. Человек может искренне благодарить, искренне быть недоволен чем-то и получать ответ, когда у нас появляется возможность чувствовать состояние. Но мы почему-то так редко обращаемся к Богу. Мы такие занятые, у нас столько помыслов, столько дел, столько забот, и все такие нужные, может быть даже духовные. Иоанн Кронштадтский говорит так: "как редко мы бываем дома", то есть в своей душе, просто в себе.
Можно дать себе такое послушание, такое задание - обязательную молитву своими словами. Сразу после молитвословия или даже посредине дня обратиться к Богу своими словами, сказать что-то от души самое потаённое, самое внутреннее.
(из беседы о. Владимира Цветкова)