70 лет со дня прорыва блокады Ленинграда

Jan 17, 2013 23:25


Моё детство совпало с их юностью. И у нас во дворе - обычном ленинградском дворе они пели под гитары, когда я с портфелем и с шелковым бантом на макушке шла в первый класс. Они были ответственнее и внимательнее нас, а мы вырастали уже другими, другим поколением, уже более избалованным - послевоенным. Им выпало блокадное детство, и взрослыми они стали уже тогда - в детстве.

Дети школьного возраста могли тогда гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов,  тушили и пожары в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...
И они были на равных со взрослыми в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января...», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая в 7.30 утра...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.

У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.
Откройте монографию "Рисуют дети блокады". Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» - спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего".



За дни блокады по Дороге Жизни с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.

Но те, кто трудился здесь, ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Мой двоюродный брат работал у станка и ночевал у станка, и выжил у станка, а все его домашние(мама и младшие дети) погибли от снаряда, находясь дома. Моя мама, когда вырывалась в увольнение из госпиталя, виделась с племянником Виталием, старалась поддержать его, как могла.

Пионеры сохраняли свои отряды и разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова(отопление было печное, я еще застала) и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от истощения, но для них делалось все, что возможно...

"Твоя душа взметнулась в небо,
Голодное покинув тело.
А мать несла краюшку хлеба
Тебе, сынок... Да не успела..."

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
Мне рассказывал сосед по квартире, переживший блокаду, что температура в классе была ниже нуля. Окна были закрыты маскировочной черной тканью, и тусклый зимний, свет едва пробивался сквозь маленький кусочек окна, оставленный не занавешенным на время урока. Из-под дверей дуло, а печурка еле нагревалась и грелись у открытой дверцы.  Холодный ветер загонял дым обратно, с улицы прямо в класс... Глаза слезились от дыма, читать было тяжело, а писать невозможно - руки замерзали. Сидели в пальто, в валенках, в перчатках и в шапках...  Учеников, занимавшихся в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

Одна из учениц писала в дневнике о новогодней ёлке: "6 января. Сегодня была ёлка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки".  Были и новогодние подарки, о них вспоминал участник блокады П.П. Данилов: "Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение".

Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль "Дворянское гнездо", в Большом драматическом - "Три мушкетера". В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем "Овод".

В 12-15 лет дети становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия приезжали делегации из фронтовых частей, солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"



Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи - медалями "За оборону Ленинграда". Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали - всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками - "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.

Зимой 1943 года с целью прорыва блокады города была проведена операция «Искра». 12 января 1943 года соединения 67-й армии Ленинградского фронта (командующий - генерал-лейтенант артиллерии, с 15 января 1943 года - генерал-полковник Л.А. Говоров), 2-й ударной и части сил 8-й армии Волховского фронта (командующий - генерал армии К.А. Мерецков) при поддержке авиации и Балтийского флота нанесли встречные удары в узком выступе между Шлиссельбургом и Синявином.

18 января они пробили в порядках противника южнее Ладожского озера коридор шириной 8-11 км, через который в течение 17 суток были проложены железная и автомобильная дороги. Полностью задачу по восстановлению связи города со страной это не решало, т.к. крупная группировка в районе станции Мга по-прежнему сохраняла угрозу прорыва к Ладоге и восстановления блокады Ленинграда. В течение лета и осени 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов вели активные действия с целью сорвать попытки противника восстановить блокаду. Советские войска очистили от немцев Киришский плацдарм на реке Волхов, овладели мощным узлом обороны - Синявино и улучшили свое оперативное положение.

Благоприятные условия для проведения наступления под Ленинградом и Новгородом и полного снятия блокады Ленинграда сложились к началу 1944 года. Ленинградский (командующий - генерал армии Л.А. Говоров), Волховский (командующий - генерал армии К.А. Мерецков) и 2-й Прибалтийский (командующий -генерал армии М.М. Попов) фронты получили задачу совместно с Балтийским флотом (командующий - адмирал В.Ф. Трибуц), Ладожской и Онежской военными флотилиями, авиацией дальнего действия при участии партизанских соединений разгромить немецкие части, осаждавшие город, окончательно ликвидировать блокаду Ленинграда, очистить от противника Ленинградскую область и создать условия для последующего наступления с целью освобождения Прибалтики.
Частично использовала материалы отсюда: http://itishistory.ru/1m/2_voina_21.php

блокада

Previous post Next post
Up