Казалось бы, ничего нельзя сказать нового о вечном и существенном мира, но есть ещё множество людей не знающих сложного, долгие века созидающегося языка христианского богословия, космологии и антропологии. Символический срез становится той точкой зрения, с которой можно увидеть существо мира, не отрываясь от богооткровенных истин христианского мировоззрения.
Образовавшийся разрыв в языке секулярной культуры и православного богословия всё более затрудняет понимание богословия, препятствует приходить в православие тем, у кого уже сложилась определённая интеллектуальная культура при наличии искреннего интереса к духовным проблемам. Символический взгляд на мир и себя перед лицом Божиим, возможно, поможет христианскому пониманию духовного мира и духовной личности. Язык символа - язык будущего века.
Онтологический символизм - синергия тварной и нетварной реальности. Воплотившийся Бог-Слово является центром символических отношений сотворенного мира с Творцом.
Всё сотворенное устремлено и символизирует Божественный Логос, Иисуса Христа.
«Иисус начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем» (Ин. 13, 3-7). Иисус стал всем слугой и рабом и умер за всех нас. И всё с тех пор в мире становится не само по себе, а в тех или иных отношениях с Воплотившимся.
Евангелие являет нам в действующих лицах, в притчах все основные типы отношений человека к Богочеловеку, как положительные, так и отрицательные, и перемены отношений - (блудница, сотник Лонгин, благоразумный разбойник и пр.), а также перемены в тварном мире - (чудеса хождения по воде, умножения хлебов, исцеления, воскрешения и изгнания падших духов).
Символико-онтологические отношения не видны «невооруженному» взгляду. Здесь нужно «око еже видити», органом познания символических отношений является вера в её возрастании, которая требует подвига отречения от обычной и научной логики. Здесь логика не работает, только мешает. «Оставь надежду (на логику и падший разум) всяк сюда входящий». Это для начала, а затем начинай просить об умножении веры, ибо: «По вере вашей будет вам» видно то, что необходимо для правильной ориентации в этом мире.
«Вера же, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1) .
Таким образом, символико-онтологическая структура окружающего нас тварного мира видна разными людьми по-разному в большей или меньшей мере. Различные меры веры мы видим и в Евангелии. Видим мы и рождение, и возрастание веры, например, у апостолов. Наиболее ярко у Апостола Павла. Существующие субъективно-символически-онтологические отношения называются - вера. Личностное отношение ко Христу различно между людьми и может возрастать или оскудевать в течение жизни человека.
«Кто не собирает со Мной, тот расточает». Существует у каждого человека мера веры, мера собранной со Христом и во Христе онтологии, елея мудрых дев, божественной благодати, о стяжании которой говорил прп. Серафим Саровский.
Внутри этих отношений существует динамика собирания или расточения, бодрости, трезвения, внимания или расслабления, а внутри динамики разные типы возрастания или оскудения. Об этом писал отец Павел Флоренский в работе о «типах возрастания или возрастании типов». Даже у святых были различные пути обожения, духовного возрастания, и они не всегда во всём были согласны друг с другом, но эти различия лишь дополняли друг друга, потому что в основах веры и богопознания они были единомысленны, особенно это видно при сравнивании различных толкований св. отцов на один и тот же текст Священного Писания. (Примером могут послужить, приведенные прежде, толкования о камне и воде).
Не существует объективного единого для всех окружающего мира, но у каждого своя реальность бытия, и если реальность можно отделить от божественных энергий существования (в уме, конечно), то «тело мира» едино для всех живущих в одном времени и пространстве существования.
(Из беседы с протоиереем о. В.)
ПРОСТРАНСТВО
Я стал яснее понимать сейчас,
зачем живу
и отчего так странно
теснилась боль в груди моей не раз,-
на прежде живших,
на живущих нас
всего одно
безмерное пространство, -
как память,
как свидетель бездны судеб,
которых накопилось в нём - не счесть:
оно вместило всех,
кто был и есть,
чтобы вместить однажды
тех,
кто будет…
Ю. Шестаков