Оригинал взят у
noliquid в
Полный текст к выставке "Мордовлаг". Искусство прямого действия. Так можно назвать работы, созданные Лусинэ Джанян в самом сердце Мордовлага в октябре 2013 года. Художница находилась в "Штабе Толокно" всё время его существования - от голодовки Надежды Толоконниковой до её этапирования в Красноярск. Созданные ею плакаты и огромные "грани" информационных "кубов", как магнит притягивали внимание мировых СМИ к деятельности Штаба.
Каждое произведение отражает тот или иной этап в борьбе активистов за судьбу Надежды или становится ответом на действия оппонентов. Так инсталляция "Мордовский митинг" была ответом на многочисленные запреты администрации Зубово-Полянского района в проведении массового пикета у здания УФСИН по Республике Мордовия в посёлке Явас. В этом произведении Лусинэ Джанян, опираясь на опыт совместной работы с Алексеем Кнедляковским над инсталляцией "Белый круг", создала картонные фигурки большинства участников Штаба Толокно с плакатами и "кубами".
А когда Толоконникову, несмотря на обещания ФСИН уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину, из ЛПУ-21 вместо этапирования в другой регион снова перевели в ИК-14, напротив колонии появился огромный портрет заместителя её начальника Куприянова с цитатой угрозы в адрес Нади и её заявлением о возобновлении голодовки. В этот же день Алексей Кнедляковский провёл перформанс, в ходе которого маркировал посёлок Парца, как территорию рабства, установив на въезде и выезде специальный "дорожный знак".
Но самый первый в истории Мордовлага художественный перформанс провела Лусинэ, написав прямо у стен ИК-14 огромный портрет Надежды Толоконниковой, в котором особым значением обладают цвета. Красный и чёрный символизируют "красные" и "чёрные" зоны, а белый - свободу.
© Алексей Кнедляковский, 2014