«Родилась я в Азербайджане, город рождения по паспорту - Кировабад. На карте сейчас такого города нет, он переименован в Гянджу. Тяжелые вспоминания: город, который я любила ребенком, сейчас потерян для меня в связи с военными событиями и насильственным вытеснением армян в 80-х годах прошлого века. Улочки, дети, с которыми я играла, наш сад с инжировыми и гранатовыми деревьями - это все теперь только в воспоминаниях».
«Сейчас я живу и работаю между Краснодаром и Москвой. Очень люблю Краснодар, живу здесь уже 14 лет, очень люблю Абрау-Дюрсо, место, где я выросла. Люблю Москву, где я прожила несколько лет. Думаю, где бы ты ни жил, - весь мир принадлежит тебе, главное уметь любить и прощать, помнить и верить».
«Городу моего детства, воспоминаниям моего детства я посвятила проект «Retro - утраченное». Он сложился не сразу, из воспоминаний, разговоров, бесед с родственниками, которые рассказывали о трудностях и о том, как им удалось спасти себя и своих близких. Получилось так, что в основном все показывали свои старые черно-белые фотографии. Тогда я подумала, что память почти каждой семьи теперь сконцентрирована именно на этих пожелтевших снимках, и сделала их двухметровыми. Проект был удостоен «Премии Цея» в 2009 году, был экспонирован на выставке Российской академии художеств. Однака я считаю, что он не завершен, и собираюсь вернуться к воспоминаниям и ожившими семейным фотографиям из архива».
Фотография из семейного архива / Работа из проекта «Retro - утраченное», 200/160, х/м, 2009 год
«Однажды я увидела фразу «свет проникает туда, куда звук не проходит», и у меня родилась идея проекта «Слепит». Когда художников стали привлекать по 282-й статье Уголовного кодекса, родился проект «Русские сказки», туда вошли портреты художников Олега Мавромати, Лены Хейдиз, Александра Бренера и других. Волна протестных митингов вдохновила на создание проекта «Белый круг» и «twi-реплики». В марте 2012 года я начала работу над проектом «Pussy-образа», мне хотелось подчеркнуть важную деталь, что это - искусство. Да, в большинстве случаев - это рефлексия на происходящие события. Очень печально, что в последнее время все больше о политике, но мы живем сегодня, время не выбирают».
«Я редко делаю эскизы, «вижу в голове» то, что должна сделать руками. В основном это то, что в университете называли «почеркушка», «фор-эскиз». Например, когда работали над инсталляцией «Белый круг» для киевской Биеннале современного искусства Arsenale, эскизы кураторам прислали в последний момент, они нужны были для каталога выставки «Апокалипсис и Возрождение», хотя работа над самой инсталляцией уже шла полным ходом!»
«Работа над этим проектом отличалась в корне от всех предыдущих работ: она была в соавторстве и состояла из огромного количества мелких деталей. На создание инсталляции потребовались два месяца. В итоге получились 500 «митингующих» картонных человечков высотой от 17-ти до 23-х сантиметров и 24 метра нарисованного Садового кольца. Инсталляцию монтировали в Киеве в Шоколадном доме три дня и ночь перед открытием. Картонные человечки оккупировали мою квартиру, так как я рисовала дома в Краснодаре - в мастерской в процессе были два проекта, развернуться было негде. Очень переживала, что не успею сделать всё, что задумали».
«Белый круг», 2012
«Важно, что работа документальная: реальные люди с реальными лозунгами. В нашем митинге хватило мест всем: и фа, и националисты, и радужная колонна, и «Солидарность» с «Парнасом», и общегражданская, и ЛГБТ, и колонна защитников «Пусси Райот», и «творческая» колонна в виде отдельных перфомансов, например, перф Виноградова и акция Кнедляклвскиго «Мир дверь мяч». Работы было много, рисовала человечков я, большинство лозунгов писал Алексей, он также занимался переговорами с кураторами, писал тексты о нашей работе, собирал материал, занимался подборкой лозунгов в сети и следил за честностью проекта - все лозунги, использованные в инсталляции, - настоящие, с протестных акций «Стратегии 31», с Болотной, с Сахарова, одиночных пикетов. Нашумевшие растяжки «Вас нае&ли», «Путин будет каз&ён», «Путяра, пшёл вон», лозунги с «Марша миллионов» - многие тексты мы писали уже в Киеве, на монтаже».
«Я до сих пор считаю эту работу художественной, но получилось так, что директор Русского музея, филиалом которого являлся «Шоколадный дом», испугался инсталляции и спровоцировал скандал: он перед открытием для СМИ изъял без нашего ведома из инсталляции 16 фигурок. Мы объявили о демонтаже работы в ответ на факт цензуры. Кто-то обвинял нас в преднамеренном скандале, кто поздравлял, но сами мы как художники этого не хотели - посмотрите на объём работы и учтите то количество рук, которое это рисовало. Для скандала можно было выбрать метод менее трудоёмкий. Хочу еще раз отметить, что проект оговаривали с куратором Олегом Куликом. Финальным аккордом, когда всё было смонтировано, была его фраза «Какой милый город!» Да и мне самой работа казалась яркой, приятной и слишком сказочной».
«Twi-реплики», 2012
«Ещё один проект - «Тwi-реплики» - родился благодаря Twitter. Так называемая антиамериканская истерика - визит оппозиции к новому послу Америки в России МакФолу на второй день его пребывания в Москве - вызвала волну осуждений и обсуждений. Я выбрала основой работы Марка Ротко - его еще называют орудием ЦРУ времен холодной войны. На его полотнах, вернее авторских копиях, написала цитаты из твиттера. Позже проект расширился, появились новые темы, которые активно обсуждались пользователями сети, - от возникновения списка Магнитского до проблем в Сирии, от места и времени митингов до конкретных цитат лидеров, прессы, посла. Этот проект был показан на III Международной биеннале в Мосвке летом 2012 года в рамках спецпроекта ММСИ «Отвергнутая действительность».
«Работа над проектом «Слепит» длилась почти год, в этой серии портретов я изучала реакцию воздействия света на человека. Собрала большой архив фотографий, просила знакомых поработать со мной, рисовала своих друзей, себя - есть портрет нашиста Вани Косова, портрет полицейского, заснятого на одной из акций в Москве. Кстати, у него у единственного совершенно спокойное лицо, ни один мускул не напряжен, кажется, что он спокойно спит, закрыв глаза, реакцию на свет выдают лишь блики на каске».
«Слепит» на выставке «Мастерская 20'11», Московский музей современного искусства
«Я люблю живопись. Вот уже несколько лет идут разговоры о ее «смерти», многие художники перешли на новые формы репрезентации: видео, инсталляции, перфомансы. Но я уверена, что, если бить в одну точку, можно пробить любую стену, тем более, живопись как жанр - живее всех живых. Все крупные выставки не обходятся без нее, и очень радостно, что в последние годы проходят выставки современной живописи».
«Мне безумно нравится идея галереи «Проходите мимо». Галерея функционирует с сентября 2011 года. Мы устраиваем персональные выставки в подземном переходе в Москве и на заборе в Краснодаре. В составлении выставочного плана особая роль отводится художественному совету галереи, в который я вхожу. Мы провели уже около десятка выставок в Москве и Краснодаре, моя самая любимая - персональный проект «Русское» Олега Кулика, который мы показали в Краснодаре. Люди реагируют очень тепло, рассматривают, фотографируются на фоне, следят за анонсами в Интернете, пишут фотоотчеты в своих блогах, и это замечательно».
«Очень хочется заглянуть в будущее, подсмотреть... Но мы сами строим свою жизнь. Есть вещи непредсказуемые: удача, интересное предложение, выбор. Конечно, я ставлю цели, много работаю, что-то удается... Нужно работать, менять, начиная с малого, тогда что-то изменится. Нужна собственная инициатива - не ждать помощи, а делать».
"Слепит" вид экспозиции в Пермской Арт-резиденции, 2012
А почитайте на сайте SNAPBOX, там больше картинок:
Лусинэ Джанян "Время не выбирают" интервью SNAPBOX.RU