В Перми в музее PERMM Марат Гельман
открыл выставку Anonymous. Новое важное событие в жизни города, претендующего на звание культурной столицы. После выставки бывший губернатор края Олег Чиркунов и Марат Гельман представили каталог «Живая Пермь», - своеобразное подведение итогов последних нескольких лет, за которые город менялся и стремился совершить культурную революцию. Выставка Anonymous показала, чем город живет сегодня и какое будущее его ждет
Пару лет подряд было модно обсуждать Пермь и культурную революцию, которая там затевалась. Спорили, получится или нет, нужно или не нужно. Ругали Гельмана и
поддерживали его. Некоторые настолько воодушевились идеями создания новой культурной столицы, что даже туда переехали. Например, Эдуард Бояков, который
открыл в Перми свой театр «Сцена-Молот» или Теодор Курентзис,
возглавивший местный Театр оперы и балета. В прессе
рисовали идиллические
картины города вечных фестивалей, новых музеев, театральных премьер и необычных скульптур, встречающихся на каждом углу.
Впрочем, было понятно, что милионное население Перми невозможно загнать в театр Боякова или привести за руку в музей PERMM, многие попытки окультуривания воспринимались с умилением, как например,
остановки Артемия Лебедева, напротив которых останавливались раздолбанные автобусы, но желание перемен витало в воздухе и на многое если не закрывали глаза, то хотя бы представляли, что в будущем все изменится. Открывшаяся 22 ноября выставка Anonymous в музее PERMM показала, возможны перемены или нет.
Выставка Anonymous -- это попытка понять мотивы и причины анонимности в современном искусстве. Почему художник сегодня так часто пытается скрыть свое лицо? По мнению организаторов, это связано и с желанием избежать рыночности в искусстве, и с возможностью скрыть свое имя от властей, и со стремлением к обобщению -- введению портрета-знака, как, например, всем известный смайлик. «Это не только часть искусства, но и социальное явление - так, например, благодаря художникам «балаклава», закрывающая лицо, стала важным общественным символом», -- говорит Гельман. Это демонстрируют экспонаты выставки - многие из них посвящены этому символу:
«Pussy-Образа» Лусинэ Джанян, матрешки Андрея Люблинского в нарисованных балаклавах, видео с выступления группы на Красной площади, - вот лишь несколько запоминающихся работ.
Посетителей на открытии собралось не так много: в основном это местная интеллигенция: выпускники гумунитарных вузов, бизнесмены, молодые парочки и заинтересованные бабушки. Последние порой возмущенно восклицают: «Что же происходит с нашим искусством», молодая пара, разглядывающая матрешки Люблинского, одобрительно кивает, а журналисты жалуются, что предпринятая бывшим губернатором Олегом Чиркуновым попытка устроить культурную революцию, по большому счету, не удалась, и в театрах и музеях города по-прежнему можно встретить лишь малую часть населения. А теперь, с новым губернатором, который взял курс на социальные перемены, боятся, что культурно-музейная история и вовсе подойдет к концу. В завершении вечера на презентации каталога «Живая Пермь», введение к которому написал бывший губернатор Пемского края Олег Чиркунов, руководитель паблик-арт города Наиля Аллахвердиева рассказала об идее создания нового арт-объекта - кинетической скульптуры «Сердце города», которую планируют установить рядом с городской эспланадой, где летом проходит фестиваль «Белые ночи». По задумке она должна постоянно обновляться: показывать, сколько детей родилось сегодня в городе, сколько смс отправлено, как много людей сейчас гуляет на улице.
Действительно, смотря на достойную выставку в музее современного искусства, на
красных человечков, до сих пор остающихся на улицах Перми, на интересную идею скульптуры
«Сердце города» остается ощущение, что все это так и не стало какой-то важной частью Перми. Таксисты продолжают жаловаться на то, что потраченные деньги можно было бы пустить на ремонт дорог и больниц, а некоторые горожане с трудом описывают путь до PERMM. На ближайшей к музею улице никаких признаков культурной революции не найти: плакаты российских групп 80-х, приезжающих с гастролями, нечищенные тротуары и группка подростков с коктейлями. Вопрос не в том, успели ли на сегодняшний день кураторы реализовать все, что задумали, или им нужно еще какое-то время. Вопрос по-прежнему в том, нужны ли самим пермякам (тверянам, нижегородцам, пензякам) эти музеи, театры и выставки.
Чиать материал на Сноб'е | Алина Фуксова