Cобирать рассеянное по земле сердце

Feb 27, 2013 21:53


словесная формула «умной молитвы» вырабатывалась постепенно, поскольку и сам исихазм развивался поэтапно. Естественно, что первый его период - примерно IV-VI века,  эпоха первых отцов-пустынников, - был сконцентрирован на самых начальных задачах духовного восхождения: решение о выборе пути духовной практики, работа покаяния, борьба со страстями.  В современной науке этот период традиции иногда даже называют «исихазмом до исихазма».

Следующий период, «Синайский исихазм» VII-X веков, ставил в центр уже иные задачи. Аскет сумел выстроить этапы своей духовной работы, обращенные к мирской стихии, - и далее вставал вопрос о том, как же восходить к Богу. И здесь сделано было главное открытие: оно состояло в том, что нужно уметь соединить воедино молитву и внимание.

Человек должен организовать свое сознание как пространство молитвы, которое окружено стенками внимания. Внимание становится стражем молитвы, оно зорко замечает и устраняет все сторонние помыслы и помехи, все вторжения в молитвенное пространство. О самой же молитве стало ясно, что у нее должна быть краткая, но предельно насыщенная формула, которая имела бы в себе основное содержание, возносимое человеком к Богу, и была бы доступна для постоянного воспроизведения, для того, чтобы стать «непрестанною молитвой».

Уже к Синайскому периоду была найдена формула, которую мы сегодня называем «Иисусовой молитвой»: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Непрестанное творение Иисусовой молитвы при страже внимания и есть то, что традицией было названо «Умное делание».

Целью исихастской практики считается синергия - энергийный процесс, продвижение человека к соединению его энергий с Божественною энергией, благодатью. В своей обыденной жизни, в эмпирической реальности человек  замкнут, закрыт для Божественных энергий, поэтому он и не достигает встречи с Богом. Цель исихастской практики - «разомкнуть» энергии человека и достичь их сообразования, некой их координации, гармонизации с Божественными энергиями. Эта согласованность двух бытийно различных энергий, их соработничество издавна выражается понятием «синергия», одним из ключевых понятий византийского богомудрия.

По достижении соработничества, дальнейшею целью является совершенное соединение двух энергий: оно составляет конечную и высшую цель аскетической практики, как и всей духовной жизни христианина, и выражается понятием «обожение», теозис. В полноте своей обожение недостижимо в пределах мира сего, однако духовная практика способна достигать подступов к нему, его реальных, зримых начатков. Когда человек оказывается способен разомкнуть свое энергийное устроение навстречу Божественным энергиям, начинаются эффекты действительной трансформации человеческого существа, и прежде всего они включают изменения человеческих восприятий, зрения и слуха. Формируются другие, альтернативные чувства, которые в аскетике издавна называются «умными чувствами».

Русское старчество представляет собой существенное творческое развитие исихазма. Появились великие подвижники и учители исихастской духовности - святители Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Оптинские старцы. Но в это же время в духовных академиях обучали по учебникам, в которых не редкость было найти, что исихазм -  некое духовное отклонение, даже ересь. Исихазм, как коренная и стержневая духовная традиция православия, в академической среде было забыто, игнорировалось.

Возвращение исихазму его истинной роли ядра и стержня православной духовности произошло усилиями ряда замечательных русских ученых. По преимуществу, этот труд выпал на долю православных ученых русской эмиграции - Владимира Николаевича Лосского, протоиерея Георгия Флоровского, архиепископа Василия (Кривошеина), протопресвитера Иоанна Мейендорфа. С них начинается новый этап православной мысли. Духовная традиция имеет своим заданием передачу определенного духовного опыта в его полной и точной самотождественности.

Сегодня восстанавливается богатейшая картина Исихастского возрождения  XIV века, впервые осуществляются публикации многих важных текстов периода Исихастских споров. Прежде всего, важные задачи ставит перед нами богословие энергий святителя Григория Паламы. Мы еще крайне далеки, увы, от  создания современного православного учения об энергии.
В исихастской антропологии мы находим целый ряд идей, открытий, находок, ценных для современного понимания человека. Здесь древняя православная традиция способна подсказать многое и важное современной науке.

Профессор Сергей Хоружий
 

молитва Иисусова

Previous post Next post
Up