Невероятная душевная щедрость Майи Плисецкой

Dec 10, 2020 13:41


Все знают, что великая прима никогда не испытывала дефицита внимания, в том числе со стороны самых известных и влиятельных людей, живших с ней в одно время. И люди эти часто делали балерине роскошные подарки. Так, однажды брат Джона Кеннеди, Роберт Кеннеди, узнав, что родился с Плисецкой в один год и день (1925, 20 ноября), подарил ей золотой браслет (а также будильник «Тиффани», после того как балерина опоздала на полчаса на совместную с Кеннеди экскурсию по Нью-Йорку). Для нее шили одежду Коко Шанель и Пьер Карден.




Однако история знает и обратные случаи, когда Майя Михайловна сама делала дорогие подарки. Она обожала их делать близким, друзьям и симпатичным ее душе людям, запросто расставаясь с любой из имеющихся драгоценностей. Но были и случаи, когда она таким образом отмечала своих более молодых коллег по цеху. Можно привести несколько известных случаев.

1. В 1994 году в Санкт-Петербурге на конкурсе «Майя» (организованном, естественно, Плисецкой) первую премию получила украинская танцовщица, самая молодая прима-балерина в истории Национальной оперы Украины Елена Филипьева.

Когда пришло время награждения, Майя Михайловна, которая являлась председателем конкурса, вручая золотую медаль и солидный денежный приз, неожиданно прямо на сцене сняла свое кольцо с бриллиантом и надела его на палец Филипьевой. На тот момент Плисецкая называла Филипьеву лучшей балериной на всем европейском пространстве.

Такова первая версия случившегося, описание которой вы найдете во многих интернетных статьях. Однако по словам самой Филипьевой, все было совсем не так.



Как сказала украинская прима, Плисецкая подарила ей кольцо в приватной обстановке на гастролях Русского имперского балета (где Филипьева была приглашенной солисткой) в Японии. Ежедневный экзерсис танцовщики делали прямо на сцене, куда выносились станки. Перед очередным из таких классов Плисецкая за кулисами "подкараулила" Филипьеву. «Леночка, мне бы очень хотелось вам что-то подарить» - и сняла свое кольцо, одев его Филипьевой. Та расплакалась. Кольцо хранится и по сей день и является, по словам Филипьевой, ее талисманом.

Интересно, что знакомства Филипьевой с Плисецкой могло и не быть, т.к. украинская балерина не готовилась к вышеупомянутому конкурсу и была вызвана в последний момент для того, чтобы подстраховать партнера. Кроме того, она не подходила по возрасту, но для ее участия было сделано исключение.

Как отметила сама Филипьева, как раз благодаря Плисецкой она получила мировую известность. Именно Майя Михайловна пригласила ее гастролировать с имперским балетом, а также приглашала на различные гала-концерты вместе со звездами Гранд Опера и Большого театра, где е партнерами были выдающиеся танцовщики (Патрик Дюпон, Фарух Рузиматов и т.д.).

2. Другой эпизод произошел в 2009 году на премьере балета «Конек-Горбунок» в Мариинском театре. Царь-девицу тогда танцевала прима Мариинки Алина Сомова (за эту партию, к слову, она получила «Золотую маску»).



Известно, что композитор Родион Щедрин, супруг Плисецкой, сочинил этот балет, как и все остальные, именно для нее в 1955 году. Новую постановку прима пропустить не могла, прилетев из Мюнхена, где на тот момент постоянно жила. Увидев Алину в некогда коронной для себя партии, Майя Михайловна не смогла сдержать эмоций. Она пришла за кулисы, вынула из ушей свои антикварные сережки из платины с бриллиантами и подарила Алине. "Ты их береги, они очень старинные».

Алина признается, что ее перехлестнули эмоции в тот момент. Девушка говорит, что хранит этот подарок очень бережно, как реликвию и память (а также воспринимает их "как орден"), и что это очень важный подарок для нее и всей ее семьи. «Надеваю эти сережки лишь в особых случаях, они не для повседневной носки, ведь их носила сама Плисецкая».

Кстати говоря, это не единственный случай, когда талант Алины признавала таким способом более старшая и именитая звезда. Однажды в Тбилиси после "Лебединого озера" в исполнении балерины к ней подошла знаменитая грузинская балерина Нина Ананиашвили и подарила ей серьги и колье, "перещеголяв" таким образом Майю Плисецкую.

3. Третий случай связан с именем блистательной Сильви Гиллем. Талант этой танцовщицы неоспорим и отмечается всеми критиками. Отметила его в свое время и Майя Плисецкая. Надо сказать, что и обычно сдержанная француженка ответила любезностью и также выделила советскую приму, говоря, что ее танец шел "от сердца".



В 2009 на сцене МХТ им. Чехова в Москве в рамках программы фестиваля «Золотая маска» прошли гастроли Гиллем, где она танцевала постановку Push хореографа Рассела Малифанта.
Тогда же в беседе с журналисткой она поведала не особо известный общественности случай о том, как Майя Плисецкая, впечатлившись ее танцем, после выступления не раздумывая вынула из ушей бриллиантовые серьги по 6 карат и подарила ей. Можно встретить утверждение, что та чуть не упала в обморок от неожиданности. "C`est bijou? (можно перевести как "Они драгоценные?") - "Бижу, бижу. Носите на здоровье".

«Да, она подарила мне серьги. Вынула из ушей и отдала. Это было очень трогательно. В них страшновато выходить в свет, они очень дорогие. Но я их храню дома, иногда достаю и любуюсь».

Балет

Previous post Next post
Up