Югославия была сильным государством. Для НАТО и США такие страны априори становились врагами. Тут, конечно, сразу приходит аналогия с СССР. Разделить, оккупировать и править - таким алгоритмом руководствовались американцы в отношение сильных и несогласных.
Югославия отказалась сотрудничать с НАТО и допускать транснациональные компании, чтобы те не могли влиять на политику страны. Да и все видели, что американцы сделали с Албанией. Национальные богатства страны были разграблены, заводы и инфраструктура разрушены, албанцы начали массово уезжать в поисках лучше жизни.
В Югославии никто не хотел повторять ошибок соседей. Но американские политики отказы принимать не привыкли. Поэтому информационная кампания против Югославии началась еще в 1996 году. Мол, данное балканское государство показывает плохой пример другим и пытается доказать, что без НАТО жизнь может быть хороша. Да еще и с Россией дружит! А Россия для США всегда была старт-словом.
В The New York Times начали критиковать президента Югославии Милошевича за отказ от реализации приватизации и желание сохранить государственный контроль. В The Washington Post писали, что Милошевич отказался от западной модели развития, и это глупый поступок.
«Если мы хотим иметь прочные экономические отношения, которые позволили бы нам продавать свои товары по всему миру, нужно, чтобы Европа стала ключом. Об этом и идёт речь, когда мы говорим обо всех тех вещах, которые происходят в Косово», - заявил в 23 марта 1999 году Билл Клинтон.
24 марта стартовала операция НАТО «Союзная сила», жертвами которой стало несколько тысяч мирных граждан, в том числе и детей. Как и всегда, помощи у Запада никто не просил.
Да, там шла страшная война и этнические чистки имели место быть, но альянс вмешался в дела этой страны вовсе не из гуманных побуждений, хотя и позиционировалось все как борьба за предоставление автономии Косово.
Истинной целью было развалить Югославию, наказать ее за непослушание, а потом воспользоваться ее природными богатствами (свинец, цинк и многое другое), территориями, чтобы контролировать так называемые коридоры (проект ЕС в 90-х). Ну а заодно лишить Россию союзника и закрыть доступ к Средиземному морю.
Для России это было весьма показательной игрой мускулами. А в те годы наша страна даже не могла помочь дружественному государству в полной мере, так как и сама пожинала плоды неразумных и податливых Западу политиков.
Сейчас из шести югославских государств еще не вошли в НАТО Сербия и Босния и Герцеговина. На днях сербский член президиума страны Милорад Додик заявил, что у его страны нет пути в альянс.
«Решения о членстве в НАТО нет, и нет пути БиГ в этот союз, и его не будет, и в этом не виноваты ни Иванцов, ни Российская Федерация. РФ проводит дружественную политику в отношении БиГ, основанную на международном праве, не скрывая добрых отношений с Республикой Сербской (энтитет БиГ)», - заявил он в ответ на претензию своих коллег к российскому послу Петру Иванцову, которого они обвинили во неуместном вмешательстве.
Додик уверен - Желько Комшич и Бакир Изетбегович работают на Запад, поэтому и пытаются очернить российского посла. В этом есть смысл. Очевидно, что спустя более двадцати лет США и НАТО не отступают от цели поглотить все бывшие югославские республики.
«Попытки «продавить» интеграцию БиГ в Альянс подрывают основы функционирования БиГ как государства трех равноправных народов и двух энтитетов с широкими конституционными полномочиями, создают угрозу безопасности и стабильности.
У России как одного из государств-гарантов мирного соглашения есть все права и обязанности указать на это и работать в пользу неукоснительного соблюдения дейтонских принципов», - справедливо подытожил Додик.
Увы, в ЕС страна все же попросилась, и это уже большая ошибка, ведь государство и без того совсем небогатое. Сотрудничество с Россией во многом помогает экономике государств. В ЕС помогать БиГ не будут, только забирать. Но хотя бы касательно НАТО большинство политиков придерживается одного мнения. Они говорят альянсу «нет».