Школьное образование
Финская система школьного образования лидирует в Европе рейтингах 16 лет. Когда в начале XXI века Финляндия превратилась в мирового лидера в области школьного образования, это стало неожиданностью и для всего мира, и для самих финнов. Сейчас средний балл финских старшеклассников по чтению, математике и научной грамотности - один из самых высоких среди стран-участниц PISA.
В Финляндии удалось провести реформы, которые они, по мнению многих, стали «школа будущего». «Употребление алкоголя и наркотиков». Никакого принуждения, только стимулирование тяги к знаниям.
Ева Резван рассказывает об одной из самых модных и обсуждаемых систем среднего образования в мире.
Еще тридцать лет назад система образования Финляндии была не просто отстающей, но и вовсе не рассматривалась как нечто достойное внимания. Сегодня это одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Ее изучают, ей следуют. Ее даже почти не критикуют, что случается крайне редко в нашем беспокойном информационном пространстве, ведь всякая критика легко разбивается на высочайшие показатели авторитетных рейтингов. Почти десять лет занимаются лидирующие позиции в мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).
Даже радикально настроенные оппоненты финской образовательной системы признают, что ее главное преимущество состоит в том, что она расслабленная («расслабленная»). Правда, дальше они добавляют, что главный недостаток ее же в том, что она слишком расслабленная («слишком расслабленная»). Парадоксально, но для того, чтобы добиться ощутимых успехов в реформе образования, Финляндия применила мудрость, заимствованную из культуры своего идейного антипода - Китая. В восточных единоборствах есть понятие «расслабленная концентрация внимания».
Это значит, что для достижения максимальной эффективности человек не должен быть напряжен. Ведь напряжение - это стресс, когда ресурсы организма направлены не на развитие, а на выживание
Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающая равенство и уважение ко всем участникам процесса, - вот отправная точка финского успеха. Психологическая безопасность, создание возможностей и индивидуальное отношение к индивидуальности, которые дают поразительные результаты.
Однако внутри страны эйфорию разделяют не полностью. Местные считают всемирные дифирамбы, восхваляющие финскую школу, правомерными примерно на 75%. Определяющая цель финской системы - обязательно довести всех до среднего уровня. И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим.
Анна Данцева, мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании
Если вы помните, в советской школе двойки в качестве итоговой оценки были исключены. Но не потому, что учителя были такими добрыми и внимательными, а потому что они не хотели портить отчетность. Здесь фактор отчетности не так важен, но в системе заложен данный средний уровень, и если ребенок не успевает, делается все, чтобы ему помочь. Организуют занятия, помогают с домашней работой. В общем, все силы дотягивают слабенького до среднего уровня.
Однако если ребенок находится выше среднего уровня, умный, способный обучать и учить его, то здесь и выплывают 25%, которые относятся к недостаткам системы. Одаренный ребенок, как правило, получает недостаточную нагрузку. Его потенциал оказывается невостребованным, и дальнейшее развитие уже находится полностью в компетенции родителей. В столице и городах городов, планировать карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимать репетиторов для подготовки к поступлению в вузы.
Среднее школьного уровня далеко не достаточно, чтобы претендовать на высшее образование, и родителям приходится организотия дополнительных занятий самостоятельно
Кстати, стоимость таких занятий совсем недешевая - средняя цена часа с репетитором составляет 40-60 евро. Тут же проявляется еще одно достоинство финской школы (да и государства в целом): проблемы не замалчиваются. Сейчас идет широкая дискуссия о том, как можно улучшить ситуацию. Причем учителя на местах не ждут готовых решений «лучших умов», чтобы потом взять под козырек и приступить к исполнению. Поскольку финский учитель обладает достаточной свободой в выборе методики преподавания, корректировка начинается практически сразу, как выявляется проблема.
Успешная модель не была бы таковой, не ее она своеобразного системного подхода к решению непростых задач. «Что нужно сделать, чтобы стать учеником до потери пульса», «переформатирует» учебные предметы таким образом, чтобы стимулировать самостоятельную познавательную деятельность детей.
Прежде всего, учебный день перестают делить на уроки. Жесткая схема, когда 45 минут отводятся на, допустим, математику, следующие - на родной язык и так далее, заменяется единым обучающим пространством.
У учителя есть план того, чему он должен научить детей. Но как именно он это делает, педагог выбирает сам, произвольно комбинируя предметы
Природоведение легко может объединиться с родным языком или литературой. Тут же могут быть сделаны акценты на математику и искусство. Таким образом, давление на школьника уменьшается. Зато происходит вовлечение в миросозерцание, развитие умственных способностей и умений думать комплексно.
Эта практика уже сегодня широко используется в начальной школе. Параллельно обсуждается идея применения ее и в старших классах. Собственно, таким образом гарантированная ненасильственная диверсификация учеников согласно его способностям и возможностям. Не принуждает делить на сильные и посредственные группы, а также создавать возможности, когда пытливый ум сам в состоянии взять столько знаний, сколько ему нужно.
Модель, в которой не нужно применять сверхусилий для достижения результата, не всегда понятна тем, кто вырос в другом формате координат. «Боже, какой ужас!» - вот характерное впечатление от школы русских родителей, живущих в Финляндии. Даже выдающиеся результаты на всемирных школьных Олимпиадах не могут конкурировать со сложившимся мировоззрением.
Анна Данцева, мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании:
В Советском Союзе был такой слоган: «Не можешь - научим, не хочешь - заставим». В Америке он звучит иначе: «Не можешь - твоя проблема, не хочешь - твоя проблема». А для Финляндии актуальное третье прочтение: «Не можешь - научу, не хочешь - твоя проблема». Вот это желание учиться, отданное на откуп самому ребенку, и есть самое сложное для принятия взрослыми. Мне, честно говоря, совершенно непонятно, каким образом у меня дети ухитряются учиться. Домашних заданий не так много. Но ребята отлично ориентируются в школьных предметах, плюс еще находят время на спорт и иностранные языки.
Иностранные языки в финской школе начинают учить с третьего класса. Каждый ученик может выбрать язык на свое усмотрение. Но чтобы обучение началось, должно набраться группа не менее 12 человек. Самыми распространенными, как и везде, английский, немецкий и французский. Если вы не хотите говорить по-английски, то в четвертом классе его нужно будет учить уже принудительно.
Вообще, английский не считается таким уж «иностранным»: Финляндия занимает 7-е место в мире по уровню владения английским языком среди неанглоязычных стран
Многие директора школ настраивают родителей, что английский - это второй родной язык. Или даже третий, потому что в шестом классе начинается обязательное изучение шведского языка. Финляндия считается страной двуязычной, хотя шведский язык - родной лишь для 6% населения.
В восьмом классе можно взять еще один язык. Тут школьники обычно выбирают испанский, русский или китайский. Русский язык в последние годы набирает популярность: если раньше им владело около 3% финнов, то сейчас он отслеживает тенденцию увеличения его изучающих его школьников.
Родной язык плюс четыре иностранных - вот набор, с которым уходит учебное заведение финский школьник
Конечно, не все могут свободно рассуждать о литературе и философии на любом из выученных языков, но на бытовые темы.
Анна Данцева, мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании:
Для меня мистика, как они это учат. Для меня изучение языка - это бесконечная долбежка, отработка произношения, заучивание и повтор лексики. Здесь же я зубрежки вообще не вижу. И гораздо меньше упора на грамматику. Я даже не вижу, чтобы дети начинали учить язык с алфавитом. Начинают с элементарных вещей, близких к твоей жизни. И в процессе как-то наращивает словарный запас. По моим наблюдениям, каждый следующий язык, по крайней мере в индоевропейской группе, дается все легче и легче.
Чтобы добиться таких потрясающих результатов, финская методика использует принцип познания родного языка младенцами. Ведь никому из родителей не приходит в голову учить новорожденным буквам или грамматике. Ребенок просто погружается в разговорную среду и в течение приблизительно двух лет осваивает устную речь. Примерно так же поступают и финские учителя, создавая прикладной контекст, который в ненавязчивой форме дает необходимые навыки. Кроме того, свою лепту в поразительное финское многоязычие вносит телевидение. Все программы и фильмы, как правило, не дублируются, а идут на языках оригинала.
Любая мировая система образования не живет в вакууме. Она, прежде всего, служит целям общества, в котором существует. Финская система на самом деле довольно прагматична и не тратит деньги на то, в чем не нуждается.
Если советская педагогика готовила всех поголовно «для Оксфорда», то до сих пор считается идеальным в нашей стране, и это финская задача состоит в том, чтобы подготовить всех к профессиональной жизни.
Вряд ли кто-то вел подсчеты, но ни одна экономика не нуждается в большом количестве «Эйнштейнов»
Более того, специалисты высокого класса - врачей, ученых, юристов - нужно лишь определенное количество. А кассиры, продавцы, уборщики, сантехники и медсестры даже в постиндустриальном обществе востребованы гораздо больше. К тому же без этих специальностей цивилизованное общество быстро потеряет человеческий облик.
Для выживания социуму нужно разнообразие. Но для того, чтобы это разнообразие обеспечивалось, нет необходимости в поголовном высшем образовании. Зато есть необходимость в твердом среднем уровне и грамотно привитых гуманистических ценностях. А также в возможностях достичь большего при наличии возможностей и желания. И это как раз то, что прекрасно обеспечивает финская модель.
Дошкольное образование
В Финляндии дети идут в школу только когда им исполняется семь лет. Но то, что происходит с ними до этого момента, - не менее важно. И нет, они не учатся читать, писать и решать уравнения. Они строят башни из кубиков и играют во дворе. На каких принципах строится финское дошкольное образование, выяснил редактор The Guardian
Патрик Батлер .
Тесты PISA оценивают результаты школьного образования. Но работа над этими результатами начинается задолго до того, как дети поступают в первый класс.
Главное в раннем обучении в Финляндии - то, что оно начинается поздно. В финских детских садах акцент делают не на математику, чтение или письмо, а на творческие игры.
Дети не получают никакого формального образования, пока им не исполнится семь и они не пойдут в начальную школу. Это может удивить родителей, которые считают, что образование - это конкурентная гонка. «Мы считаем, что дети до семи лет не готовы к школе, - говорит Тина Марджониеми (Tiina Marjoniemi), глава детского центра Franzenia в Хельсинки. - Им нужно время, чтобы играть, бегать и прыгать. Это время для творчества ».
Главная цель первых лет образования - здоровье и благополучие каждого ребёнка
В дошкольных центрах детей готовят к школе, но не в академическом смысле. Их учат общаться, дружить, уважать других, подходяще одеваться.
Можно подумать, что воспитатели в финских садах бездельничают: не учат детей читать и писать, а просто позволяют им играть сколько захочется. На самом деле нужно проделать большую работу, чтобы правильно организовать процесс игры. «Свободная игра» чередуется с играми под руководством воспитателя. Сотрудники центра наблюдают за тем, какие навыки дети проявляют, как развиваются. В детском саду Franzenia с детьми работают 44 сотрудника. В младшей группе (до трёх лет) - по одному взрослому на четырёх детей, в старшей - на семерых.
- «На раннем этапе развития игры должен быть задействован ребёнок в процессе обучения, - говорит Дэвид Уайтбрэд, директор Центра по изучению игры в области образования, развития и обучения Кембриджского университета. - Однажды, увлёкшись заданием, которое ему нравится, будь то ролевая игра или сборка конструктора, он почувствует мотивацию совершенствоваться. Ему захочется в следующий раз справиться с более сложной задачей ».
В детском саду ребёнок хочет построить более высокую башню, а в школе - написать диктант без ошибок
Во время игры ребёнок должен быть внимателен и настойчив, он учится принимать решения и справляться с проблемами. В четыре года эти навыки больше говорят о будущих академических успехах ребёнка, чем умение читать.
В Финляндии у каждого ребёнка есть законное право на качественное дошкольное образование. В Franzenia, как и в других детских садах, есть дети из семей с разным достатком. Максимальная плата - 290 € в месяц, для малообеспеченных семей - бесплатно. В дошкольные центры ходят 40% детей до трёх лет и 75% детей от трёх до пяти лет. В необязательный подготовительный класс при школе поступают 98% детей. Эта система сформировалась в 70-х годах, изначально - чтобы материально быстро вернуться к работе после рождения ребёнка. Сейчас детский сад стал важным элементом непрерывного образования. «Время, которое дети проводят в подготовительных центрах, концентрируясь на играх и социализации, - самые важные годы», - говорит Яаакко Сало, специальный советник Союза финских учителей (OAJ).
Идея о том, что в основе образовательной системы Финляндии. Финны убеждены, что их маленькая страна не может быть ограничена или сегрегации в школе или здравоохранении. В Финляндии один из самых низких показателей детской бедности в Европе и один из самых высоких уровней благосостояния. «Цель состоит в том, что мы должны развиваться все вместе», - объясняет Гунилла Холм, профессор образования в Университете Хельсинки.
Финская система решительно противостояла модным течениям в образовании, принятой в Великобритании в 1980-90-х годах. Из соображений равенства здесь запрещены выбор школы, формальные экзамены (до 18 лет) и разделение по способностям. Гимназии отменили несколько десятилетий назад. В школах нет конкуренции, нет рейтингов, нет натаскивания на тесты. И родители дошкольников могут не беспокоиться о том, что их ребёнок не возьмут в школу, потому что он не успел до семи лет освоить чтение, математику и английский.
Российские родители очень рано начинают беспокоиться о том, что пойдет в хорошую школу и получит баллы на ОГЭ и ЕГЭ, чтобы поступить в хороший вуз. В Финляндии различия между отдельными школами мало, и родители редко посылают своих детей дальше, чем в ближайшую общеобразовательную школу. Ученики, как правило, тоже нервничают меньше. Подход «качество, а не количество» означает, что школьные часы короче, а домашняя работа легче. Репетиторы после школы - очень редкое явление. В результате финские дети меньше устают и с радостью ходят в школу.
Удовольствие от процесса - единственная верная мотивация к учёбе.