May 27, 2012 19:22
Прочитал Мураками и таки возмущен. Вообще я старательно избегал его и его овец, когда все про них, наоборот, читали. Потом любопытство победило, я открыл книгу, чтобы узнать, что там с этими овцами, и буквально в первой же главе наткнулся на китовый пенис. Он продолжался так долго, что было непонятно, почему книга называется не "Охота на китовый пенис" или, например, "Моби дик"? Много думал. Потом книга поймала меня в самолете. А когда книга оказывается с тобой в замкнутом пространстве на высоте 10 000 метров, у тебя практически нет шансов отвертеться. Название мне нравится до сих пор: "Страна чудес без тормозов или конец света". Есть в нем обещание чего-то крутого. Я отдельно люблю "Страну чудес" и "Конец света", а вместе разве может быть плохо? Ну и еще вроде как любимая книга Людвига.
Прочитал. Опять много думал. Вижу, Каганов 10 лет назад прочитал другую книгу Мураками и написал про нее: "Шла бытовуха. Герой романа жрал, кушал, лопал за обе щеки в закусочных и ресторанчиках. Когда оказывался у плиты - начинал готовить сам, изысканно и подробно. Когда кончались продукты - ездил закупаться. И все это время слушал музыку. Изредка в канитель еды и музыки вклинивались красочные описания погоды. Конечно и в «Овцах», и в первой части «Dance» автор точно так же скрупулезно описывал в какую едальню зашел герой, какие именно коврижки там заказал, сколько ложек сахару положил в кофе, сколько секунд размешивал сахар, и главное - какие песни каких древних рок-групп все это время звучали. Но раньше это почему-то не сильно напрягало, даже нравилось. Может потому, что каждая ложка сахара сопровождалась оригинальным авторским размышлением о жизни? Теперь же - то ли размышления о жизни стали повторяться, то ли их стало меньше, а перечислений сахарниц и пепельниц - больше."
Так вот за 10 лет не изменилось ничего. Как-будто герой просто взяли и переехал из одного романа в другой. Все также пинает большую часть времени. При том, что дано ему сразу два мира: настоящий и воображаемый. И если в первом еще более менее простительно целыми днями спать на диване и пить пиво, то во втором, где ходят единороги, людям отрезают тени, это как-то странно. Чувак, единороги же! Говорящие тени! Стена до горизонта и опасный лес за ней. Ну ходи и ищи приключений. Нет, герой все спит и ест. Даже когда в реальном мире его приходят убивать гопники, он что делает? Сидит и пьет пиво. Ему говорят, сейчас мы тебе живот разрежем, а он такой: ну разрежем и нормально. Жена бросила - и нормально. И так до самого конца. Спускается в подземелья к каким-то жабообразным людям - нормально. Плывет через озеро с многорукой рыбой - ну рыба и нормально. В конце натурально случается конец света, а он что? Едет в парк пить пиво. Потому что приходит к мыли, что ну смерть, чего там, это нормально.
Есть какие-то границы приличия для героев? С ними должно хоть что-то происходить, а происходящее как-то их менять. А тут как-будто весь роман про морской огурец, который вынули из океана и провезли через Диснейленд. А он просто взял и сдох в конце, без комментариев.
Может, для японцев это нормально?
тени,
пиво,
единороги,
конец света,
Мураками,
и нормально!,
жабервоги