О пользе весенней грязи (и осенней тоже)

Apr 15, 2023 18:28

Большинство мам в моем окружении хочет, чтобы их дети были красиво одеты, аккуратно играли и меньше пачкались. Но будет ли это полезно для самого ребенка?

Где-то весна уже вступила в свои права, а где-то еще лежит снежок. Самое время поговорить о прогулках в межсезонье.

Когда сыну было два года, летом мы играли с ним в песочнице, а рядом топтался ровесник в узких джинсах и белой толстовке. Выглядел он чудесно, но малыш с трудом мог сесть на корточки, потому что штаны были слишком узкими, а на коленки садиться было нельзя, мама регулярно его поднимала.
После неосторожного движения лопаткой толстовка перестала быть белой...

Но зачем вообще играть в грязи, месить кашу-малашу и лепить грязевиков?
И почему не стоит ругать детей за грязные коленки и руки?

Самое простое - это ощущение песка в руках: холодного, теплого, сухого, влажного, совсем мелкого или похожего на крупу. Через пальцы ребенок воспринимает мир вокруг, получает и укладывает в голове на полочки понимание и представление о нем.

Я вижу детей, которые не умеют пользоваться своими руками. У них слабые, малочувствительные пальцы, которыми сложно управлять.

Движение по песку. Ребенок координирует свои движения в соответствии с другой поверхностью. Будь то раскисший песок на площадке, в котором увязают сапоги, или лужа. А про ходьбу босиком я вообще молчу. Хотя понимаю, что на общественных площадках может быть небезопасно.

Ползание и валяние по земле. Только в нескольких случаях из всех ребенку будет реально хотеться быть грязным.
В остальных - он изучает границы своего тела, ползает, лежит. Прикосновение к чему-то дает ощущения от рук и ног - где они начинаются и кончаются, как они двигаются. Может показаться странным, что ребенок этого не понимает. Но когда ты постоянно находишься в комфортных условиях, где ткань одежды слишком мягкая, тело прикрыто от внешних раздражителей, создается сенсорный вакуум. Где я? А где внешний мир?

Независимо от погодных условий, потребность ребенка в телесных ощущениях не исчезает. Задача родителя - помочь ее удовлетворить.

Я уверена, что ребенок, наигравшийся в песке в дошкольном детстве, не будет сидеть там до совершеннолетия. Но благодаря этой возне, у него сформируется представление о самом себе.

Для тех, кто скучает в песочнице, я собираю целый список того, во что можно там поиграть.

А если у вас есть своя любимая с ребенком игра - делитесь в комментариях! Добавлю ее в свой гайд по "грязным играм".

сенсорные игры, ребенок_играющий, всемвесна, сенсорная интеграция

Previous post
Up