Сейчас все возбудились по поводу экзаменационного сочинения по литературе. Есть несколько моментов, которые надо учитывать в дискуссиях и при публикациях в СМИ.
Вы уверены, что по сочинению два преподавателя поставят одинаковую оценку?
Речь же идет об экзамене, причем определяющем всю дальнейшую жизнь человека. И не только тех, кто хочет быть гуманитарием, но и технарей. Получается, что важно попасть на "своего" преподавателя. Может, проще бросать монетку?
Бывает, что ставят одинаковую. бывает, что диаметрально противоположные. В таком случае нужен третий. Это не порок сочинения. Это вообще проблема при проверке любого текста, хоть он будет частью С в ЕГЭ. И надо признать -- оценка субъективна. Для снижения субъективности назначается два проверяющих, третий при необходимости -- и апелляция.
На самом деле прошу прощения, немного не сдержался. Просто прекратили бы все реформы - и со стороны власти и со стороны общественности. Немного уже достало. Это первое
А второе - я все-таки не понимаю, что и как хотят проверять на экзамене по литературе. Тем же сочинением. Или ЕГЭ. Или любым другим вариантом. Вот о математике - понимаю. Даже по истории понимаю - и это не только знание конкретных дат. А по литературе как-то нет...
Нужны просто четкие критерии оценки сочинения. Сформулированные в документе. Мне кажется, это хотя бы ограничит вкусовщину, если не исключит ее. Плюс два-три проверяющих, конечно.
Так совсем объективные критерии для сочинения действительно трудно придумать. Сочинение - тоже вид литературного творчества. Я не уверен, что научить всех писать сочинения хорошо возможно и нужно. И не уверен, что если кто-то плохо пишет сочинения, тот вообще плохо выражает свою мысль.
Смотря какие сочинения. Нужно просто придумать такие сочинения, чтобы они были как можно ближе к тем текстам, которые мы пишем в реальной жизни. Литературоведческим анализом текстов занимаются очень немногие из нас. Но почти все мы пишем, например, вот такие посты в ЖЖ. Поэтому, думаю, и сочинение должно представлять собой эссе на актуальную тему. Тогда оно действительно будет показывать, насколько хорошо человек может структурировать текст, насколько логично и убедительно он изгалает свои мысли, как использует приемы выразительности речи, чтобы воздействовать на эмоции читателя, и т.п.
Всё это всё равно невозможно оценить объективно. И в ситуации, когда от результата зависит вся дальнейшая жизнь человека, его карьера - такая рандомизированная форма проверки неприемлема. Вообще весь прогресс человечества идёт по пути всё меньшей и меньшей зависимости от случайных факторов внешней среды (так, напр., человек перешёл от охоты и собирательства к животноводству и земледелию), каковыми здесь выступают личность проверяющего и его настроение. А в случае с сочинением случайный, субъективный фактор неустраним, и потому сочинение как форма проверки - шаг назад, в дикость.
Речь же идет об экзамене, причем определяющем всю дальнейшую жизнь человека. И не только тех, кто хочет быть гуманитарием, но и технарей. Получается, что важно попасть на "своего" преподавателя. Может, проще бросать монетку?
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Просто прекратили бы все реформы - и со стороны власти и со стороны общественности. Немного уже достало. Это первое
А второе - я все-таки не понимаю, что и как хотят проверять на экзамене по литературе. Тем же сочинением. Или ЕГЭ. Или любым другим вариантом. Вот о математике - понимаю. Даже по истории понимаю - и это не только знание конкретных дат. А по литературе как-то нет...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment