День начался с поздравления Кота (старшего сына) с днем рождения - по-фламандски, из Брюсселю. Потом совершился переезд в другую столицу - Париж, откуда, соответственно, было поздравлено по-французски. В плане вечером - Берлин и немецкое Zum Geburtstag. Котик отвечает на мои поздравления по-чукотски и ительменски… Лингвист жа всетке (Ворд предлагает писать «в сетке» -- лингвист в сетке). Ребеночку 21. Когда мне исполнилось 21 - он уже был. Маленьким-маленьким. Когда его привезли из роддома, я решил, что такого размера люди не живут, что сейчас он будет умирать и моя задача - не спать, а все время смотреть на него, чтоб если что, быстро что-то делать. Кто бы мне тогда показал это бородатое чудо, чтоб я успокоился! Я б наверно не поверил, что буду бегать по квартире с воплями о том, что опять извели все мои бритвы (в этот процесс включилось и второе чудо, одиннадцатиклассное). 21 год назад это показалось бы немыслимым. Сейчас немыслимым кажется какой-то другой сценарий жизни…
В Париже - солнце и голубое небо. И все такое парижское и поющее. Рядом с новогодними елками - какие-то дрова для каминов в сетках - и тюльпаны. На радостях я в кафе ловким движением опрокинул на официантку поднос с завтраком и облил ее горячим чаем - так, что она ушла на негнущихся ногах. Ужас-ужас-ужас! Извинялся - но бессмысленно. Стала обслуживать другая официантка, уже на меня косившаяся опасливо. Потом пришла первая, оказалось, что жива. Я стал ей объяснять что-то про то, как прекрасен Париж, что я только что из Москвы, такой праздник - и так вот я его омрачил… Она мне с большим чувством заявила, что мое счастье в том, что лучшая ее подруга - русская, а то она меня бы сейчас немедленно прибила и уже шла с этим намерением. Видите, как полезно бывает излагать свою биографию незнакомым людям? А если б я был интраверт? Она бы меня точно огрела подносом - потому что выглядела как темпераментная южанка. Я даже было подумал, не тацует ли она танго…
Кстати, о танго. Какой же Париж без танго? После кафе пошел на урок к Веронике Тумановой. Памятуя о том, как в июне она меня строила. И опять убедился в том, что она, как говорят в Париже, топ дю топ.
Для начала она промыла мне мозги. Кратко отрезюмировала мои записи в фб и поставила диагноз: надо успокоиться и найти ОДНОГО преподавателя. А не метаться.
Потом начался урок. Понятно дело, с чего? Потанцуем! Ну потанцуем. Раньше, я помню, как у меня дрожали коленки, когда надо было новому преподу себя показать. Теперь я решил сразу успокоиться и дышать. И только и делал, что дышал и дышал…
И вот -- она сказала, что многое изменилось в моей постуре и в объятии! Расправилось и задышало! Я как маленький не мог удержаться и запрыгал на одной ножке.
Дальше по ходу урока выяснилось, что я и того не могу, и это делаю не так - но я старался помнить о том, что все равно - многое! изменилось!
Что мы делали? Сначала отрабатывали крест, включенный в прогулку. Мне понравилась идея, что крестики в прогулке - как бы запятые в предложении, разнообразят жизнь, рулят темпом и сами требуют пауз, при этом поддерживая ощущение непрерывного движения.
Потом от крестов логически мне понятным путем через вопрос о пространстве в близком объятии перешли к саккадам из креста. Отрабатывали движение моего бедра при повороте, чтобы нога не косолапила и чтобы я мог доворачиваться без скрипа. Трудно это для меня оказывается. Очень мне понравилась идея, заканчивая каждое движение, вырастать вверх. Делаешь шаг в сторону - в финале вырастаешь вверх: это и не сносит тебя дальше, и становится подготовкой к следующему шагу, например, вперед, и дает танцу вертикальное дыхание.
Потом еще искали разные выходы из разных комбинаций шагов (сделаем шаг - какие опции возникают? Сделаем другой - а тут какие?). Важно, что она все время следила за моим корпусом и за тем, как в нем возникает движение - и главное, как оно дозируется. Потому что я привык все делать крупно - а не надо. Это, как сказала Вероника, все равно что кричать - лишняя громкость. Научись говорить шепотом - его тоже хорошо слышно. Твое сантиметровое движение в корпусе, пока дойдет до ноги дамы, превратится в большое и крупное и так, само по себе. А уж если твое движение крупное - то даме просто придется улетать в стенку. Так что я учился разговаривать шепотом. Это с моей-то учительской привычкой работать на аудиторию!
Еще я узнал, что:
-- Цитата из меня включена в книгу Вероники, которая только что вышла по-английски. Это первый перевод меня на иностранный язык. Один абзац, но читал я его с нескрываемым волнением. Как не знающий английского, понял только слово “холодильник”. Вообще-то это абзац про женщин в танго вообще и Веронику в частности. При чем тут холодильник? Дождусь обратного перевода книги на русский. Обещан, что будет подготовлен Славой Ивановым к новому году. И вроде можно будет купить в Москве.
-- Вероника просто, ясно и коротко объяснила отличие стилей милонгеро, салона и нуэво друг от друга. Были мы тут в Москве на одном семинаре, где народ пытался коллективно выявить разницу. Через полтора часа мы ушли, потому что разница никак не выявлялась. А тут - вот что я понял за две минуты. Милонгеро - это оба делают общую ось, сильно друг на друга опираясь. Поэтому никакие движения с диссоциацией невозможны. Очо становятся крестами, хиро без диссоциации тоже (кстати, прикольно, Вероника показала как это). Салон - это когда стало две оси. И диссоциация появилась. Нуэво - это когда эти оси стали еще сами подвижны. Это танго с бОльшим пространством и с особой эластичностью движений, которая ведет и к “растягиванию” пространства между партнерами, и к его стремительному “сжатию”. Как-то так.
-- Вероника ведет в Париже среди прочего интересный еженедельный класс, в котором партнеры меняются ролями: девочки водят, а мальчики следуют. Вот куда бы я пошел. По словам Вероники, очень полезная штука. Она прочла мне внятную и короткую лекцию о различии мужской и женской энергии. И о важности освоения и той, и этой.
Первая, мужская, - это энергия принятия решения и самовыражения. Как сказала Вероника, она сама любит водить. Начала это делать тогда, когда захотела танцевать, а не сидеть на милонге. Научилась. И получила возможность - открытие это пришло как-то вдруг, осеняюще - выразить себя через музыку. Когда ведешь, это выходит по-особому ( не так, как когда следуешь). Женщина становится твоим инструментом: да, ты галантен, ты уважителен к ней, ты ее чувствуешь и слушаешь - но танцуешь ты для себя, для музыки - в себе. Интересно, что она поначалу, когда водила (потом это чувство прошло), тоже думала (как я! как я!), что, наверное, партнерша заскучала. Что ей хочется разнообразия фигур. Что она считает в уме, какой раз ты ее за танец повел в хиро или на очо назад. Но тут же она вспоминала себя-партнершу - и понимала: ничего этого нет. Потому что женщина совсем другим занята. Ее энергия - другой природы. Это желание течь, заполнять собой открытое тебе пространство. Это другой кайф и другие задачи. Не думать и не принимать решения - течь. Ничего она не считает за тобой. Она собой занята. И ты - собой займись. Мужчины, которые думают, что с ними дамам скучно - на самом деле сами скучают. Сами с собой скучают. А переносят на даму. Стань себе - интересен. Займись - произношу большими буквами - займись собой.
И вот такой класс, где партнеры меняются ролями, позволяет им ощутить эти разные энергии. Выбирать их. Отдаваться им. Ловить их. При этом, по ее словам, мужчинам здесь легче менять роль, чем женщинам. Из текучести следования очень трудно увидеть задачу ведения. Но если увидел и научился - ты стал вдвое богаче. И на милонге не сидишь - дополнительный бонус.
-- Из этого разговор пошел в сидение женщин на милонге вообще. Я предложил отменить такую гендерную несправедливость, что приглашают только мужчины, а женщины ждут и часто голодными глазами глядят на танцующих, особенно стараясь ухватить взгляд мужчины: пригласи, пригласи, пригласи, меня следующую… иначе я почти никто… Почему бы и дамам не дать возможность приглашать?
Вероника сказала, что да, это звучит логично, но она лично против. - Почему??? И тут я услышал интересную штуку: «Потому что я, как женщина, должна быть уверена, что этот мужчина хочет именно меня. Что ему не терпится потанцевать - именно со мной. Если подойду приглашать я сама и он не откажет, я не буду знать точно, не согласился ли он просто потому, что ему неудобно отказать женщине. А мне такое - не надо. Я вообще для себя решила очень рано, что танцую даже не с каждым ко мне подошедшим, как часто делают, чтоб только не сидеть. Этот период танцевания со всеми закончился года через три после начала танго - а потом, потом я стала соглашаться только если этот мужчина мне самой чем-то сейчас нравится и нужен. Пусть у меня за милонгу будет одна танда, но такая, когда действительно хочет и он - и я». -Да, тебе хорошо говорить (это уже я вступил), ты востребованная. Тебе сидеть не приходится. -«А тут опять логика перевернута (это уж она говорит). Интересным образом именно эта, принятая мной, позиция приводит к востребованности. Потому что когда человек ищет подтверждения своей самости в чем-то внешнем, к нему приходящем, он не добьется ощущения самости. Хвататься за каждого подошедшего мужчину и переживать из-за каждого неподошедшего - это самого себя подвесить на крючок внешней оценки. Это от этого вечно голодные глаза. А все наоборот - все должно идти извне наружу. Тогда ты и будешь уверенным - и востребованным». И дальше был рассказ о технике развития в себе уверенности… к сожалению, короткий, потому что мне уже надо было бечь дальше.
Вообще у Вероники надо брать интервью про танго и психологию - она много чего для себя хорошо сформулировала. И - звать в Россию. Кстати же, она сделала наконец новый российский паспорт. Как бы нам ее залучить? Правда же - здорово преподает. А) просто Б) образно В) внятно Г) после урока хочется танцевать, а не уползать побитой собакой с мыслью: «Нет, хватит, я никогда не… (подставить нужное) Д) очень много практических штучек наработано и готово к предложению. И так далее. Танго-соопчество, чего думаете?
Дальше - день продолжился. Я встретился и пообедал со своими парижскими друзьями, которые приезжали в августе в Москву. Немножко прошелся по солнечному Парижу. Где-то рядом шныряли по рождественским базарам мои бывшие ученики, которые приехали на уикенд, но с ними удалось только перезвониться и перекинуться смсками. А так было бы круто - уехать всем из Москвы, чтобы где-нибудь на Монмартре опрокинуть стаканчик-другой. Эх, ладно. Нас ждет в Москве пивная Ламбик.
А сейчас я лечу изи джетом в Берлин. Надеюсь успеть на милонгу Макс и Моритц. Если не уеду вместо Берлина случайно в другую сторону, как по пути сюда)) И ребеночка опять же надо поздравить.
Длинный однако день. И не думает кончаться)))
P.S. Наконец, день кончился. До милонги я добрался. Макс и Моритц (Oranienstr., 162) Танцевал мало - в основном смотрел. Есть на что. Удивительная милонга, где все пары танцуют по-разному. Специально смотрел - нет одинаковых манер. Две крайности, от которых было ваще не оторвать глаз. Первая пара - диджей и, видимо, его девушка. Две большие гибкие кошки - ай-вай! Они сплетались, переходили с уровня на уровень, делали огроменные шаги и прыжки - все мягко, пластично, эластично. Другая пара - два брейгелевских старичка. Никакой диссоциации. Ходят только ноги - мелко, но точно-точно. Завораживающее зрелище. И между ними - весь возможный спектр всего на свете. И так здорово, что хочется аплодировать. Вторая важная вещь - музыка. Не было ни одной скучной танды. Этот диджей вообще какой-то маг. Называется он так DJ Gaia Если где увидите - бегите смотреть. В общем, это было очень радостно, быть там. Все, теперь спать. Завтра опять работать…