Nov 30, 2014 12:31
И возникает вопрос: «Что такое язык?» - и «Что такое общение?». И еще: «Как человек мыслит, как он от факта переходит к образу (картинке), а от образа (картинки) к слову? Для позднего Витгенштейна общение - это проблема. И свои лекции он читал в очень странной манере. Например, он иногда прерывал лекцию и говорил студентам: «Извините, сегодня ваш преподаватель очень глуп», или «Я дурак», или «У вас очень плохой преподаватель». Однажды он сказал своему приятелю: «Я философствую, как старая женщина, которая забывает то ключи, то очки». Он понимал проблематичность общения, проблематичность преподавания. Вот Кант никогда бы не сравнил себя со старой женщиной, которая забывает то ключи, то очки. Кант считал, что он все говорит правильно и надо его слушаться. И если человечество будет слушать Канта, то ему будет обеспечен вечный мир. Только надо всё по Канту делать. Но Витгенштейн понимал, что, хотя языковые игры бывают смертельно серьезны, сама почва, по которой ступает нога философа, бывает коварна. Как будто идешь по болоту: один неверный шаг - и тебя засасывает трясина.