Людвиг Витгенштейн (продолжение)

Nov 26, 2014 16:11

После неудачной карьеры сельского учителя Витгенштейн еще несколько лет прожил в Австрии (именно в это время он и помогал своей сестре Маргарите строить дом), а потом, в 1929 году, уехал в Англию, в Кембриджский университет, к своим друзьям - Бертрану Расселу и Джорджу Муру. Но за те 10 лет, которые прошли после написания «Логико-философского трактата» с Витгенштейном что-то произошло. Если раньше он называл высказывания типа «Бог существует» бессмысленными и закончил свой трактат словами: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать», - то теперь он утверждал другое: можно говорить о Боге, можно говорить о любви, но надо только понимать, что это не высказывания об объективной истине, а «языковая игра». Языковая игра может быть серьезной, даже смертельно серьезной, например, на фронте, когда офицер отдает приказ: «В атаку, за мной!». Можно ли назвать, к примеру, армейский приказ бессмысленным высказыванием? Или слова святой Перпетуи: «Я христианка», - за которыми последовала ее гибель на арене карфагенского цирка? Также не очень понятно, как объяснить неверующему, что такое молитва, и как объяснить пацифисту, что такое армейский приказ. Но люди молятся (и иногда умирают, не желая отречься от своей веры), и отдают приказы, и ходят в атаку. Люди женятся, рожают детей и воспитывают их. Не все родители читали «Логико-философский трактат» Витгенштейна, и не все говорят с детьми, используя «атомарные высказывания». Тем более, нельзя ожидать строгой логики от самих детей. Да и общение между мужем и женой часто напоминает языковую игру. То же самое происходит, когда люди работают вместе: их общение может осуществляться на уровне жестов, жаргонных словечек, неологизмов и т.п. Этими проблемами и занимался поздний Витгенштейн. Это то, что известно под названием «лингвистическая философия».
Previous post Next post
Up